Красивейший памятник архитектуры «Усадьба Елизаветы Бородиной» по соседству с полпредством, который в начале апреля выкупил холдинг «Деловой дом на Архиерейской», в обозримом будущем вернется в свое изначальное состояние.
Покупка здания на улице Добролюбова обошлась компании в 146,4 миллиона рублей. По соглашению с мэрией реставрация особняка должна окончиться в конце 2026 года. И пока усадьба в самом центре Екатеринбурга не ощетинилась неприступной оградой, за которой ничего не будет видно, мы прогулялись по ее самым укромным уголкам и нашли там такое, что это просто нужно видеть своими глазами.
Что за здание такое и кто такая купчиха Бородина?
Усадьба Бородиной впервые появилась в документах в 1856 году, именно тогда здание было отмечено на плане города. Согласно справке от Музея истории Екатеринбурга, изначально оно принадлежало купцу Ивану Романову. В состав сооружений, помимо каменного особняка, входили два каменных флигеля и служебные постройки.
В 1880-х годах здания уже принадлежат Елизавете Бородиной и ее дочерям, купчихам Екатерине и Анне. Их отцом и мужем Елизаветы был Михаил Васильевич Бородин — крупный торговец салом и маслом. Более того, с 1880-го по 1884 год он был членом городской думы.
— О нём исчезают упоминания в «Екатеринбургской неделе» в начале 1880-х годов, что может свидетельствовать о его кончине, — рассказали в музее. — К 1887 году нет в живых и Елизаветы Савишны. С 1887 года и вплоть до 1916 года усадьбой по Госпитальной улице № 9 (улица меняла название несколько раз. — Прим. ред.) владели дочери Михаила Васильевича.
За год до революции хозяйкой сооружений на улице Добролюбова становится мещанка Аполлинария Скорнякова, а к 1922 году в здание заезжает отдел снабжения 57-й Екатеpинбуpгской стрелковой дивизии. Через два года там начинает работать коммерческий отдел «Уралхима» по соседству с окружным отделом народного образования.
В 1930-е годы помещения в усадьбе занимают различные конторы, начиная от ломовых извозчиков до Райжилсоюза и даже медицинского техникума. А вплоть до 1990-х особняк был отдан под коммунальные квартиры. Единственное исключение: в первые годы Великой Отечественной здесь располагалось домоуправление Ленинского района.
В 1995 году усадьба пережила реконструкцию. У главного дома сделали два входных пристроя, восстановили камины, перепланировали внутренние помещения на обоих этажах здания и вернули балкон. Во флигеле сделали перепланировку, часть окон зашили, убрали старые входные пристрои и сделали новые.
А в 2000-е туда с регулярной периодичностью заезжали общественные организации патриотической направленности вроде «Офицеров Урала» и «Центра профилактики правонарушений».
Сейчас одна из построек находится в пользовании у Союза инвалидов и ветеранов войны в Афганистане, две другие — у «Организации по содействию развитию уральского минералогического музея, семьи и детей». Причем по факту в доме остались только ветераны Афганистана, а музею уже дали другие помещения.
Дом, в котором есть всё, но нет канализации
Как именно будет проходить реконструкция особняка и какой исторический период будет взят за основу, пока неизвестно. С момента покупки сооружений прошло довольно мало времени, и холдинг «Деловой дом на Архиерейской» ожидает установок от властей, которые заняты сохранением памятников.
Пока же предлагаем вам прогуляться с нами по зданиям и территории особняка.
Двор усадьбы за железными воротами довольно большой, за территорией приглядывает охранник, в подчинении у него есть собака. Сейчас участок используется как склад и парковка, а в остальном сильно запущен.
Рядом с домом стоит обтянутый пленкой раритетный Mercedes. Судя по номерам, на которых указано «103 воздушная десантная дивизия» и «1982–1985 ВДВ», в принадлежности автомобиля сомневаться не приходится.
Гостей усадьбы на Добролюбова, 9 а встречает большая мраморная лестница, ведущая на второй этаж. По пути висят фотографии почивших и пока еще живых политиков, священников и артистов.
Первое же помещение оказывается весьма внушительным — это зал с камином. Важное уточнение: камин рабочий и даже со свежей золой. Интерьер комнаты напоминает скорее петербургский дворец, которым владел средней руки граф. Судя по всему, это помещение служит гостиной, потому что другие комнаты имеют менее парадную форму, даже несмотря на то что из их окон открывается прекрасный вид на полпредство.
На первый этаж со второго ведут несколько дополнительных лестниц. Одна из них — каменная винтовая, другая — железная и в предаварийном состоянии. О масштабах усадьбы тут напоминают лишь огромный камин да бесконечные коридоры и комнатки, в которых легко заблудиться. В одном из помещений мы встретили Евгения Тамплона, который относится к организации «Офицеры России». В этом здании он работает уже четыре года.
— Усадьба чувствует себя плохо, ее нужно реконструировать, — рассказал E1.RU Евгений Тамплон. — Несмотря на то что здание в центре города, здесь нет нормальных сетей, более того, тут нет централизованной канализации — только выгребная яма. Зимой здесь постоянно всё перемерзает. При этом фундамент гуляет, поэтому, если обратить внимание, можно заметить, что дом немного коробит, из-за этого появляются трещины на стенах и штукатурка облетает.
Наш собеседник уточнил, что в соседних зданиях крыша местами обвалилась. Более или менее сохранилась только та часть, в которой находился музей камня. Но ему дали новое помещение, и музейщики уехали, а часть вещей оставили.
Если между первым и вторым этажами каменные сводчатые перекрытия, и они вполне себе хорошо сохранились, то конструкции между вторым этажом и кровлей уже начали подгнивать, и их следует менять, отметил Евгений Тамплон.
Освещения на первом этаже нет, поэтому гулять приходится с фонариками. Свет от телефонов в темноте выхватывает вещи, которые никогда не ожидаешь встретишь в таком месте: начиная от цепей на кирпичных стенах и штанг с блинами и заканчивая расписанными под хохлому детскими стульчиками и разрозненным архивом книг и журналов из 1990-х.
Соседнее здание (Добролюбова, 9 б), которое, предположительно, до революции было отдано под различные службы, оказалось доступно только на втором этаже. По словам Евгения Тамплона, раньше корпуса на втором этаже не было, а надстроили его по историческим меркам совсем недавно. Ремонт и материалы в духе 2000-х свидетельствуют о том же. Когда-то тут располагались детские комнаты. От них остались кое-какие документы, журналы и игрушки. Мы даже нашли сочинение, посвященное Дню космонавтики.
На заднем дворе, ближе к полпредству, стоит склад. Судя по конструкции из профилей — построили его совсем недавно и при реконструкции его едва ли сохранят. Перед ним расположилась обернутая в чехол яхточка. А внутри склада, как и полагается, есть всё, начиная от кучи коробок, мебели, огнетушителей, офисных кресел и стульев, заканчивая окнами и техникой. Мы наткнулись даже на несколько мешков с VHS-видеокассетами, которые были еще в заводской пленке. Рядом находилась коробка, в которой бесценным экземпляром оказалась кассета с надписью «Эротика».
В другом здании по соседству с усадьбой (Добролюбова, 9 в) до недавних пор находился музей камня. Судя по обстановке, здесь же была мастерская. Особо приметными в этих помещениях оказались десятки вариантов водонапорной башни, которая стоит на Плотинке. Тут же можно найти всевозможные макеты могильных памятников и крестов различной сложности, а также карты кладбищ, в том числе Ивановского. Среди глиняных фигурок, тарелок, кружек и орнаментов мы нашли даже трафарет с лицом врача-диагноста из сериала «Доктор Хаус» (персонажа сыграл актер Хью Лори).
Во время прогулки по усадьбе и соседним сооружениям складывалось отчетливое ощущение, будто нам по десять лет и мы оказались у бабушки на чердаке, куда она складывала отживший свой вех хлам. Как нам рассказали в холдинге, они свяжутся с собственниками вещей, чтобы те забрали свой бесценный груз, а то, что не найдет своих хозяев, отправится в утиль — но это будет совсем другая история.
Компания «Деловой дом на Архиерейской» имеет опыт в управлении памятниками. Так, в ее распоряжении находится дом № 69 на Сакко и Ванцетти, в нем планируют открыть уникальный для Екатеринбурга гастропроект.
Кроме того, компания занимается реставрацией усадьбы ротмистра Переяславцева. Восстанавливает памятники она с 2005 года: первым таким объектом стало здание духовного ведомства на Чапаева, 14/5. Сейчас холдинг также восстанавливает усадьбы на Базарной площади в Тобольске.
Более того, девелоперы готовятся подписать соглашение о реконструкции легендарной гостиницы «Исеть», входящей в конструктивистский комплекс «Городок чекистов».
По данным «Спарк-Интерфакс», генеральный директор «Делового дома на Архиерейской» — Эльвира Черепанова. Основным видом деятельности компании являются аренда и управление собственной или арендованной недвижимостью. Бенефициаром выступает Алексей Бобров, предприниматель, которого называют энергетическим олигархом. В начале 2000-х он работал в «Тюменьэнерго» и Уральской энергетической управляющей компании, а также занимал пост генерального директора МРСК Урала.