В Екатеринбурге на Лесном кладбище похоронили цыганского барона Михаила (Михая) Дицу. В последний путь 70-летнего мужчину провожало около двухсот представителей народа рома — мужчин, женщин и детей. Об этом E1.RU рассказал один присутствовавших на церемонии.
Михай Дица был главой табора котляров-сербиян — это один из самых сильных цыганских кланов в России. Котляры наиболее полно сохраняют цыганский закон в своей жизни. Традиционные занятия у женщин — домохозяйство, гадания, у мужчин — торговля металлами, строительство. По традиции, следующим бароном должен стать брат Михая — Руппа Бакрович.
— На похороны барона приехало много родственников, в том числе дальних. Человек двести со всей России. Были люди из Тюмени, Москвы и других городов. У нас принято заводить много детей и поддерживать родственные связи. Каждый цыган знает, откуда идет его род и кто кому кем приходится, — сообщил наш собеседник.
До похорон, когда тело барона находится в доме три ночи, перед домом в вечернее время зажигался костер. Этот костер — двойной символ. С одной стороны, это факел для души умершего, чтобы она нашла свой дом, с другой — реликт древнеиндийского погребального обряда.
Работники кладбища немного рассказали о пышном кортеже.
— Кортеж из 20–30 машин разного класса заехал за шлагбаум, от классических вишневых «девяток» до внедорожников. Хоронили пышно. Женщины, как водится, в платках и юбках. Мужчины — вcе чернявые, в кожаных куртках. Я в жизни столько цыган в одном месте не видел, — рассказал E1.RU один из рабочих.
Атмосфера, по его словам, была спокойная. Женщины смахивали слезу платочками. Мужчины собирались по группам и активно общались.
— У нас, у цыган, не принято скорбеть на похоронах. Это считается торжественное событие — проводы в последний путь, а также повод повидаться с родственниками, — сообщил по этому поводу один из участников похорон, пожелавший остаться анонимным.
Хоронили барона одновременно по православным и цыганским традициям. Прощание и отпевание в церкви — от православия. Ковер в могилу и стрельба в воздух — от цыган. Впрочем, очередь из охолощенного автомата никого из присутствовавших не напугала.
Поминки принято проводить с размахом. Праздновать начинают еще на кладбище. Многочисленные бутылки с алкоголем, другими напитками и нехитрая закуска стоят почти у каждого памятника, на радость бездомным.
Мусора, если не считать полупустые бутылки, практически не было. Похоронили барона рядом с другими членами клана. Всё заняло около часа с небольшим.
Памятники богатым цыганам — это отдельный вид искусства, чем-то напоминающий монументы известных криминальных авторитетов. Размах и детальность изображения — в приоритете.
Похоронив одного, цыгане не забывают навестить могилы и других усопших родственников. У каждого поставили нехитрую закуску.
На надгробии, помимо самого умершего, часто изображают еще и предметы обстановки, роскоши. Еще одна традиция — писать родовое прозвище на одной из сторон памятника.
Памятники авторитетным цыганам выделяются на фоне окружающих их более простых и заброшенных надгробий.
Кроме взрослых, на аллее похоронены и дети. Этому мальчику было всего 13 лет.
Почитайте, какими добрыми делами запомнился цыганский барон.
Михай Дица умер 13 апреля. Последние годы он страдал от онкологического заболевания. Год назад мы были в гостях у барона, он рассказывал о роли главы табора и традициях цыган.