Свердловские депутаты одобрили закон, который отнимает у их коллег из Екатеринбурга полномочия обсуждать и утверждать изменения в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Проект такого закона приняли 12 апреля в комитете по развитию инфраструктуры и жилищной политики Заксобрания.
Сейчас, чтобы начать какую-либо стройку, компаниям нужно пройти три этапа: договориться с мэрией, поучаствовать в общественных обсуждениях, а затем отдать проект застройки на утверждение в гордуму, где он проходит два согласования. Благодаря изменениям застройщики смогут обойти депутатов стороной и сократить сроки принятия проектов.
Зачем принимают этот закон?
Председатель комитета по жилищной политике ЗакСО Валентин Лаппо подтвердил E1.RU информацию, отметив, что проект закона рассмотрели и приняли в трех чтениях, а также рекомендовали одобрить изменения на следующем заседании областного парламента. Он отметил, что идею ускорить работу застройщиков инициировали вместе с мэрией и институтом регионального законодательства.
Валентин Лаппо также сослался на поручение президента Владимира Путина от 1 марта 2020 года, по которому от органов местного самоуправления требовалось сократить сроки реализации строительных работ.
— В реальной жизни это позволит улучшить инвестиционную привлекательность Екатеринбурга и сократить необоснованные, на наш взгляд, задержки решений о документации градостроительного проектирования, — добавил депутат.
В чем его минусы?
Однако нововведениями оказались недовольны некоторые депутаты гордумы Екатеринбурга. По их мнению, этот закон лишает горожан возможности отстоять свои интересы, если стройку вдруг запланируют, например, в зеленых зонах. В свою очередь городские активисты уверены, что отстранение депутатов от изменений ПЗЗ повлечет за собой рост количества сомнительных проектов.
Раньше у горожан была возможность обращаться в гордуму, обратить внимание депутатов, чтобы те подкорректировали планы застройщиков. Теперь же это станет недоступным.
По словам депутата гордумы Константина Киселева, законопроект позволит застройщикам обойти сразу две инстанции: комиссию по градостроительству и землепользованию, а также общее заседание думы. Следовательно, процесс принятия строительного проекта станет сложнее отслеживать и контролировать.
— Очень многие вещи, которые считали ненужными, мы останавливали, — рассказал E1.RU депутат. — И второй момент. Мне кажется, что уровень коррупции резко вырастет, потому что только исполнительная власть будет контролировать строителей. Будет гораздо меньше открытости, и жители смогут обнаружить у себя [под окнами] всё что угодно: от точечной застройки до дорог и развязок.
Екатеринбургский депутат Дмитрий Сергин оказался солидарен с коллегой в том, что полная передача градостроительных полномочий мэрии не пойдет на пользу горожанам. По его словам, были неоднозначные строительные проекты, которые гордума останавливала. Яркий тому пример — возведение термального комплекса «Баден-Баден» на Шарташе.
— По большому счету проект остановили при обсуждении в думе, и именно депутаты не стали переводить землю под строительство комплекса, — рассказал Дмитрий Сергин. — Блокировка думой проектов проходит не так часто, но любое вынесение вопроса на обсуждение — это благо. Благодаря этому жители знают, что происходит, депутаты общаются со своими избирателями. Эта процедура позволяла остановить необдуманные решения. Когда застройщик видел, что начинается обсуждение и есть определенное недовольство жителей близлежащих дворов, он корректировал свои планы. При передаче всех полномочий мэрии мы, к сожалению, утратим общественный контроль и получим безудержное желание застройщиков, которое пойдет вразрез с интересами жителей.
Так ли он необходим?
Активист общественного движения «Мирные жители» Алексей Кофман уверен, что процесс согласования строительных проектов станет менее прозрачным, а горожанам будет сложнее отстаивать свои права на комфортную жизнь.
— Сейчас, чтобы застроить, например, часть городского парка, компании необходимо не только договориться с чиновниками из администрации, но и провести это решение через гордуму, — напомнил он. — Мэрия регулярно вносит изменения в ПЗЗ, которые противоречат даже генеральному плану города, создавая при этом множество конфликтов. Но в последнее время депутаты начали глубже изучать предлагаемые изменения и иногда вставать на сторону горожан. Думаю, с этим и связано желание исключить депутатов из процесса принятия решения.
Алексей Кофман указал также на пояснительную записку к новому закону. В ней есть пункт «Обоснование необходимости принятия законопроекта», в котором говорится, что по Градостроительному кодексу нормативы проектирования и ПЗЗ утверждаются городской думой или мэрией, если это предусмотрено областными законами, а изменение вносится, потому что есть такая возможность.
— При этом собственно обоснования необходимости принятия закона, то есть необходимости передачи полномочий из думы в мэрию в этом пункте вообще нет, — подчеркнул наш собеседник.
По графику заседаний ЗакСО следующее собрание депутатов состоится 19–20 апреля. Вероятно, на нем и рассмотрят этот законопроект.
Власть над стройками в Екатеринбурге понемногу концентрируется в мэрии. Так, в декабре 2021 года областные депутаты единогласно поддержали перевод градостроительных полномочий из региона в город, и с 1 января 2022 года администрация начала выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию жилья.
Отметим, что изменения в отношениях между городом и застройщиками произошли после того, как пост вице-мэра, который курирует строительную сферу, занял Рустам Галямов. За короткое время он выстроил новые правила работы с компаниями и свел к минимуму социальные напряжения, связанные со строительством.