Каждый год здания в Екатеринбурге погружаются в землю на один сантиметр. Такими темпами уже через столетие город опустится на один метр. Именно поэтому зачастую кажется, что старинные домики как бы врастают в почву, а окна первых этажей приходятся прохожим по пояс.
Такая погруженность в исторические пласты может обернуться бедой для памятников. Их стены со временем намокают и разрушаются, и простым откапыванием дело не исправить.
Мы прошлись по городу и обратили внимание на дома, которые уходят под землю, а также узнали у архитектора-реставратора компании «Брусника» Светланы Малевич, что нужно для их сохранения.
Если у исторического здания деревянный фундамент, который со временем разрушился, то он действительно может проседать. Впрочем, по словам нашей собеседницы, в Екатеринбурге едва ли можно встретить такое — это, скорее, исключение.
«Как правило, исторические здания стоят, как и стояли — просто вокруг них вырос культурный слой»
— Такое понятие есть в археологии и реставрации, — уточнила эксперт. — Если говорить простым языком, то культурный слой — это результат жизнедеятельности человека: новое благоустройство дороги, мусор, строительные материалы, отходы. Плюс, конечно же, естественные процессы: перенос грязи и пыли с ветром и водой, разложение растений и деревьев.
Уход зданий под землю может идти с разной скоростью, поскольку в каждом городе свой климат и рельеф — как и характер деятельности людей.
— Если говорить про центр Екатеринбурга, то речь идет примерно об одном метре культурного слоя за 100 лет, — подчеркнула наша собеседница. — Конечно, ниже под землей тоже может быть что-то обнаружено, и всё это выясняется во время археологических раскопок. Например, в моем родном Томске в черте города нашли даже останки мамонта.
В ходе таких раскопок можно найти информацию о фундаментах и фрагментах здания, которые были утрачены — например, о крыльцах, колоннах и галереях. Нередко можно узнать о постройках, которые когда-то стояли на территории зданий-памятников.
При этом тесное соседство с землей может плохо сказаться на техническом состоянии здания.
— Стены постоянно намокают и разрушаются, — объяснила Светлана Малевич. — Конечно, это нужно исправлять. Решение будет уникальным в каждом конкретном случае. Зачастую выполнить срез культурного слоя (откопать часть здания. — Прим. ред.) не позволяют городские коммуникации: теплоцентрали, канализация и кабельные линии, которые проложены уже в наше время.
Мешают подобным мероприятиям и фундаменты рядом стоящих домов, которые во время среза культурного слоя просто оголятся. Правда, зачастую достаточно выполнить хороший отвод воды от фасада и работы по гидроизоляции стен, чтобы остановить негативное влияние на конструкции, которые оказались под землей.
А еще вы наверняка не раз замечали, что некоторые здания в Екатеринбурге занавешены фальшфасадами. Каждое такое здание ждет своего спасителя, который придет и восстановит его. Мы прошлись по городу и сделали подборку таких домов.
Некоторые старые дома всё же пытаются реставрировать и возвращать к жизни. Например, усадьба фабриканта Злоказова на Пролетарской, 3. Обратите внимание на наш фоторепортаж из особняка в самом центре города.
Хотите узнать больше о судьбе конкретного здания в Екатеринбурге? Отправьте его адрес и фото на i.shestak@iportal.ru и расскажите, что вам о нем известно. Если вы живете в доме-памятнике, тоже можете нам написать — мы расскажем о вашем доме, а вы станете следующим героем Е1.RU.