Детские дома — закрытые учреждения, о проблемах их воспитанников не принято говорить. Жизнь подростков в интернатах эмоционально непростая, и вдвойне сложно ребятам с ограниченными возможностями.
В Свердловской области второй год работает проект «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город». Волонтеры проходят обучение, а после им в пару подбирают подростка из интерната. Взрослые становятся друзьями для детей, помогают им научиться жить самостоятельно и поддерживают.
Двое волонтеров, Юлия и Алена, рассказали E1.RU, как стали наставниками для Паши и Артема из уральской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Самостоятельности в их жизни мало»
Паша любит готовить и петь. Он даже печет блины на Масленицу и выступает на областных конкурсах.
А еще у Паши нет родителей. Конечно, есть старшие братья и сестры, и он даже поддерживает с ними связь, но живет всё равно в интернате. Его сюда перевели из обычного детского дома, где он жил с малых лет, когда обнаружилась задержка развития.
Скоро в жизни Паши случится важный момент: в 18 лет комиссия должна будет решить, сможет ли он жить самостоятельно или останется в системе государственных учреждений.
Юлия Литвинова работает инженером в Екатеринбурге, а еще у нее есть психологическое образование. Почти два года назад в соцсетях Юлия наткнулась на проект «Наставничество» и решила отправить свою анкету. После собеседования с психологом Юля прошла специальное обучение и стала наставницей 16-летнего Паши.
— Наставник — постоянный человек в жизни ребенка, настоящий друг, который не только интересуется жизнью подростка, но и учит обращаться с деньгами, пользоваться общественным транспортом, совершать покупки, помогает адаптироваться в большом мире, — объясняет Юлия. — Многие говорят, что дети в интернатах такие несчастные и бедные, у них ничего нет. Да, у всех детей здесь сложные истории, но в материальном плане им всего достаточно. У всех детских домов есть спонсоры, которые дарят подарки, часто под заказ. У детей есть пенсии и пособия.
Большая сложность детей в интернатах — неумение обращаться с деньгами, говорит Юля. Они не ходят в магазин, они не понимают цен, попросту не знают, что сколько должно стоить. А у некоторых подростков с особенностями развития проблема еще в том, что они не могут отличить купюры и понять, сколько времени на часах. Чтобы научить этому ребенка, нужны тренировки — причем с индивидуальным подходом к каждому.
Кроме того, здесь дети плохо ориентируются во времени. Их будят, водят на обед, говорят, когда нужно учиться, а когда ложиться спать. Для того чтобы распоряжаться своим днем самостоятельно, у них попросту нет навыка.
— Они не знают толком, что такое планировать день, самому заводить будильник, закладывать время на то, чтобы добраться куда-то, — говорит волонтер. — Чтобы научить Пашу считать деньги, мы потратили много часов. Я объясняла, что не стыдно в магазине достать телефон, открыть калькулятор и посчитать сумму покупок.
Задача наставника — отучить детей ждать подарков
Детей в интернате легко радовать, им важно и интересно, когда с ними проводят время.
— Мы вместе с другими наставниками летом со всем интернатом играли в пионербол, а зимой на Масленицу приезжали, участвовали в веселых стартах. Такие дни сильно отличаются от их обычного дня в интернате, ребята хохочут, чувствуют себя частью команды, — отметила Юлия.
Наставники могут делать подопечным подарки всего два раза в год, причем на строго оговоренную небольшую сумму. Волонтер отметила — в интернате многие дети привыкли, что взрослые приезжают, чтобы что-то им подарить.
— Еще одна задача наставника — отучить детей ждать от взрослых только подарки. Сложность для наставника — стать ребенку интересным без подкупа, потому что обычно они видят во взрослых спонсоров, — пояснила она. — Я дарила Паше альбом с его фотографиями, он очень радовался, потому что до этого распечатанных фотографий у него не было. Я нашла на сайте интерната много его фото, в том числе детских, привезла альбом. Он смотрел фотки, делился воспоминаниями.
Юля отмечает, что Паша любит готовить, в интернате есть специально оборудованная кухня, где детей этому учат и дают экспериментировать. Юля с Пашей часто обсуждают рецепты и делятся предпочтениями, кто что любит или не любит есть.
— Паша пек блины на Масленицу, умеет варить макароны, каши, жарить яичницу с колбасой, — добавляет Юля. — Еще Паша любит петь, у него есть голос и слух, он даже выступал на областных конкурсах. И вообще ребята в интернате очень любят музыку в целом, петь, танцевать, сами придумывают номера, снимают и отправляют наставникам.
«Будет стремно, согласись?»
Жить в интернате подростку морально тяжело: у всех свои особенности характера, в том числе из-за сложного опыта и диагнозов. Кто-то капризничает, кто-то агрессивен, кто-то грустит, а мест для уединения у детей нет.
— Бывают случаи, когда Паша звонит и жалуется, что его обидели, обозвали. Или кто-то из ребят может толкнуть, ударить. Это обычная ситуация в детском коллективе, — рассказывает Юля. — Мы разбираем с ним ситуации, он говорит, что становится легче. Хотя иногда Паша просит меня вмешаться, позвонить, разобраться, наругать. В такие моменты я тоже учу его самостоятельности, говорю: «Ты взрослый, давай придумаем, как ты решишь конфликт. Если я буду звонить — будет стремно, согласись?»
«Конфликты бывают, но это не что-то из рук вон выходящее. В детдоме игры мало чем отличаются от обычных во дворе»
Юлия считает, что наставник всегда должен оставаться на стороне ребенка, а если он неправ, к этому нужно подводить деликатно, чтобы подросток потом не боялся говорить о проблемах.
— Ребенка всегда нужно поддерживать. У нас есть ежегодный концерт, когда наставник и подопечный показывают номер. Я пишу стихи, и мы с Пашей сочинили песню в прошлом году, а в этом стихотворение читали. Оба раза перед поездкой он просто отказывался выходить из комнаты, говорил, что никуда не поедет, — поделилась Юлия Литвинова. Воспитатели звонили мне, и я по телефону оба раза замотивировала его и уговорила. Он боялся, но я объяснила, что мы команда и всё сможем. Хотя Паша очень активный и не боится выступать.
В детдомах всё общее
Стереотип о том, что в детдомах всего не хватает, по словам волонтера, не совсем соответствует действительности. Нет дефицита одежды или обуви, у ребят есть техника, телефоны, наушники. Но в детском доме всё общее.
— У них постоянный круговорот техники и вещей. Личные вещи сохранить в целости тяжело. Но в целом дети всегда накормлены, у них есть досуг. Да, и другой жизни большинство не знают, поэтому не нужно думать, что они каждый день страдают. У каждого бывают проблемные периоды, также и в детдомах, — считает наставница.
Уже год Паша учится в колледже, живет в общежитии и старается самостоятельно вести быт. Ему дает советы заботливая наставница. Ему в жизни очень помогает общительность и коммуникабельность. Он всегда может спросить дорогу или попросить помощи даже у прохожих.
— Мы с Пашей переписываемся почти каждый день, иногда просто мемы друг другу скидываем. Пару раз в неделю мы созваниваемся, обсуждаем, как дела. Встречаемся мы не так часто, потому что живем в разных городах. Когда происходит что-то важное для Паши, он всегда звонит, чтобы поделиться, — добавила Юлия.
Сейчас Паша мечтает устроиться на работу. Говорит, что может раскладывать товар, например. Он понимает, что для жизни нужна зарплата. Он очень хочет зарабатывать деньги, чтобы самостоятельно делать покупки. Чтобы делать выбор.
Юлия вдруг вспоминает момент, когда Паша в преддверии дня рождения попросил у нее полезный подарок — рюкзак. С ним он уехал в училище и до сих пор бережет.
— И, кстати, он попросил у меня рюкзак с USB-выходом для подключения пауэрбанка, я про такие даже не слышала. Паша меня чему-то научил, это важно.
Скорее всего, она имеет в виду не только знания о новой технике.
«Замыкался в себе, не разговаривал лично»
Алена Саламатова — мама троих детей. Она признаётся, что давно хотела взять ребенка из детского дома, но в таких вопросах решение принимает вся семья. Екатеринбурженка считает, что о каждом ребенке должны заботиться взрослые. Помогать вступать во взрослую жизнь.
— В детских домах за ребятами следят, там сегодня неплохое оснащение, но многие подростки в 18 лет не готовы к выпуску, они не знают, как жить самостоятельно. На этом этапе у ребенка должен быть близкий взрослый, — отмечает Алена.
Два года назад Алена стала наставницей для Артема. Сначала 16-летний подросток очень боялся контакта, у них были трудности в общении.
— Артему было сложно открыться новому человеку: он замыкался в себе, не разговаривал лично, только переписывался. Сначала мы общались через телефон педагога, постепенно Артем привык ко мне. Сейчас мы общаемся как друзья, у которых уже много совместных событий, он знаком с моими детьми, с сыном у Артема особенно теплые отношения. Они сблизились, когда мы вместе поехали на море на две недели, — рассказывает наставница.
Летом 2021-го Алена пригласила Артема пожить с ней и ее детьми в Крыму. Парню в тот момент уже исполнилось 18 лет, не было иллюзий, он готовился к самостоятельной жизни.
— Мне очень хотелось, чтобы Артем понял, каково это — жить с близкими, заботиться о них. Поначалу он был одиночкой: не замечал моих детей, не был вовлечен в какие-то наши общие активности. Он просто не привык жить в семье, — рассказывает Алена. — Но к концу отдыха всё изменилось: он стал активно включаться, спрашивал, чем он может помочь с детьми, мы вместе готовили. Артему нравится настольный теннис. Он в принципе очень спортивный парень, мы еще в интернате играли в волейбол. Но самая яркая его эмоция за время нашей дружбы случилась в Крыму. Артем плохо плавал, тонул, мы каждый день тренировались, и когда он сам поплыл, мы оба испытали просто восторг.
9 из 10 подростков попадают в неприятные истории
По мнению наставницы, непростой период дружбы начинается, когда ребенок выпустился из детского дома и начинает жить сам.
— Самое сложное для подростков из детдомов — в 18 лет не потерять все накопленные деньги и жилье, которое им выдают. По наблюдениям воспитателей, до 90% выпускников попадают в неприятные истории: становятся жертвами мошенников, теряют деньги, ввязываются в криминал, оказываются в работных домах или бродяжничают, — говорит Алена.
В интернате наставники проводят занятия по финансовой грамотности, чтобы уберечь подростков от серьезных ошибок в самостоятельной жизни. Не все прислушиваются к советам.
— Подростки из детдомов очень доверчивые, — добавляет наставница.— Один парень тратит свою пенсию за два дня: покупает телефон, еще какие-нибудь гаджеты не по необходимости, а потому что просто увидел и захотелось. А когда деньги заканчиваются, ему приходится всё продавать, потому что просто не на что есть. Я знаю выпускника, который купил машину за 500 тысяч, продал через месяц за 25.
«В детдомах у подростков желаний много, возможности ограничены. У них нет понимания ценности денег, дети не знают, что можно остаться без еды и дома»
После выпуска многим подросткам негде жить
В 2021 году Артем выпустился из интерната и начал свою самостоятельную жизнь. Социальный педагог из учреждения помог оформить покупку небольшой квартиры недалеко от Екатеринбурга на деньги, которые накопились у парня с пенсии и социальных выплат. Артем живет в этой квартире на каникулах. В учебное время проживает в общежитии при училище, где он учится на растениевода.
— Артему очень повезло, что он скопил пенсию, купил квартиру. Некоторым выпускникам детдомов положены квартиры, но они годами ждут, когда выдадут жилье и в это время подросткам просто негде жить, — говорит Алена.
Наставник подсказывала Артему, как обустроиться в квартире, что купить в первую очередь. Иногда они ссорятся, бывает, признаётся Алена. Артем — парень с внутренним стержнем. В силу диагноза у него есть определенные сложности с запоминанием информации, планированием, но вместе с наставницей они работают над проблемами.
— Недавно я приезжала первый раз в гости к Артему в его квартиру. Он как радушный хозяин встречал меня с тортом. Конечно, я своим женским взглядом увидела, что не так тщательно он делает уборку, кое-что подсказала ему. Но самое главное — он не боится мира, с которым встретился после выпуска из учреждения, — считает волонтер.
Когда-то Артем впервые поплыл в детском лагере на глазах у Алены, а теперь впереди у него по-настоящему большое плавание. Взрослая жизнь.
Наставник не гарантирует, что жизнь подростка изменится, но всем ребятам в детдомах не хватает взрослого, который их будет поддерживать и любить безусловно.
Ранее мы рассказывали истории об усыновлении детей на Урале. Пара екатеринбуржцев делилась, с какими проблемами сталкиваются родители, которые хотят взять ребенка из детдома. Читайте также историю многодетной матери, которая усыновила троих детей.