На днях в мэрии Екатеринбурга высказали идею: взять и перенести памятники архитектуры из центра города на окраину. В первую очередь это касается объектов деревянного зодчества. Конкретных предложений — как, с помощью чего и за какие деньги — пока нет, но, по словам замглавы города Игоря Сутягина, это было бы для зданий спасением.
Общественник Ильдар Хабибуллин занял противоположную позицию. Он уверен, что есть опасность неграмотной реализации и вся эта история выглядит как попытка освободить землю под «эффективную» застройку, выгодную узкому кругу лиц.
Мэрия Екатеринбурга, видимо, начинает социологическое исследование, посвященное переносу памятников архитектуры из центра города. Из такого скудного количества информации тяжело понять что-то конкретно. Но сама идея вызывает, мягко говоря, опасение и нервную улыбку.
Давайте разберем заявление замглавы города и поразмышляем над возможными вариантами. «Перенос исторических памятников архитектуры — распространенная мировая практика». Да, такая практика есть. Но давайте не путать мировой опыт, а также те ресурсы и технологии, которые используются при этом, с тем, что будет в Екатеринбурге. Если речь идет об освобождении земли под полезные культурно-общественные пространства, которые органично впишутся в окружающую среду, то это можно сделать только за счет бюджета. Выгоды в таких проектах ни для кого, кроме жителей города не будет, соответственно, эта мысль — утопия.
Судя по тому, как разваливаются многие дома сейчас, слабо верится, что найдутся средства, во-первых, на грамотный перенос, во-вторых, на реставрацию, в третьих — на создание инфраструктуры и содержание объектов культурного наследия за городом. Следовательно, под «эффективным» использованием земли, вероятно, подразумевается очередная точечная жилая, торговая или деловая застройка с определенными интересантами и инвесторами.
Допустим, что городу, возможно, действительно станет лучше от этого и памятники уцелеют. Но это вряд ли. В центре города из-за расположения они имеют и историческую, и инвестиционную привлекательность. Любой бизнес или общественный проект будет более востребован именно в деловом центре, а не где-то еще. Надо только не давать ему запустеть, как это случилось с домами купца Лебедева и крестьянина Панова. Из них выгнали художников, которые восстанавливали и поддерживали здания. В итоге сейчас дома медленно умирают.
Спасением для памятников может стать только осознанная стратегическая политика сохранения, а не перенос, снос, зажимание и перестройка. Отдать, продать или как-то по-настоящему эффективно распорядиться — вот выход. А не переносить непонятно как и непонятно куда, где средств не хватит для содержания из-за непривлекательности места и отсутствия желающих наполнять пространство.
«У нас есть несколько объектов деревянного зодчества, которые расположены в центре города. Нужны ли они там?» Может быть (хотя что это я? Не может), Игорю Евгеньевичу и всей тюменской вертикали выше — не нужны. Но институциям, которые в них находятся, и людям, живущим, работающим и гуляющим в еще пока уцелевшей исторической атмосфере 300-летнего города, — нужны!
«Эта площадка должна быть с хорошей транспортной доступностью и недалеко от Екатеринбурга». Они еще и за черту города думают всё переносить. Мы в городе-то не везде можем на общественном транспорте нормально добраться, я уж не говорю про отдаленные новые районы.
Много ли вы видели за пределами областной столицы памятников, восстановленных, сияющих и пользующихся популярностью? Давайте называть вещи своими именами: эта идея пока что лично мне кажется только попыткой узаконить выброс объектов культурного наследия на помойку истории и освобождение места под «эффективную» застройку, выгодную узкому кругу лиц, а не городу и его жителям.
Если кто-то сомневается, съездите к красивому храму, что на трамвайном кольце у ДК ВИЗ. К нему несколько лет назад перенесли деревянный дом с Татищева, 57. На старом месте он мешал расширению дороги перед чемпионатом мира по футболу. Насколько мне известно, дом сейчас пустует.
Согласны с автором?
Обратите внимание, что в Нижней Синячихе работает музей-заповедник деревянного зодчества. Но он находится в 160 километрах от столицы Урала. Несколько лет назад туда пытались вывезти деревянный дом с улицы Декабристов. Но он сгнил, так и не дождавшись переезда.