При виде пустых полок и взлетающих цен многие екатеринбуржцы вспоминают девяностые. Не добавляют оптимизма и агентства, предрекающие России дефолт. Но помогает ли горожанам опыт девяностых? Как они вели себя тогда — и как ведут сейчас?
Предоставляем слово нашим читателям.
— При мне в «Ашане» два продавца выкладывали сахар на полки, так его у них из рук вырывали покупатели с огромными телегами и битком набивали телеги. Продавцы сказали, что без перерыва выкладывают сахар на полки. С утра до вечера. И все хватают, хватают. Вот, честное слово, у меня после этого сахар в горло не лезет. Я работала в 90-е продавцом. И помню, что такое обезумевшая толпа, которая меня чуть не убила, когда я торговала мылом, а оно начало заканчиваться. Мне пришлось от них отбиваться этим мылом, чтобы не погибнуть. Никогда это не забуду. А меня чуть не раздавили прилавком... Пришлось некоторым разбить мылом лицо в кровь. Четверо здоровенных милиционеров меня еле спасли. Обезумевшие от жадности люди — это страшно.
— Дефолт, дефолт... Пережили 1998-й, а тогда ситуация в экономике была намного хуже, чем сейчас. И да, о панике. В 1998-м был последний случай, когда я поддался общей панике и рванул закупаться продуктами. Также пугали: в магазинах ничего не будет, жрать будет нечего. В итоге это привело к тому, что 2–3 месяца я заходил в магазин только за хлебом, а многое из запасов попросту испортилось.
«В магазинах же ничего так и не исчезло... С тех пор я соблюдаю олимпийское спокойствие»
— Сколько тут глупых людей и злых. Вы в те времена не жили и не знаете, как сложно было. До сих пор помню, как мы засаживали всё картошкой, морковкой, свеклой да капустой, всей семьей пыхтели и старались. И машины нанимали, чтобы всё после выкопки увезти. Даже делились с соседями. Был даже дефицит муки, как раз когда зерна не было.
— Я и в 98-м ничего не хватала. Не было голода. И зарплаты хватало, чтобы нормально питаться. Да, полки были пустые, но что-то можно было купить. Вот я не жру вагонами, не набиваю свое пузо. И мне всегда всего хватает. Пережила и перестройку, и девяностые. Всегда было что поесть — всегда! А тем, кто не ленился, — было и на что.
«Сейчас уровень жизни россиян значительно выше. Сметать понеслись сначала не еду, а табуретки с прокладками»
— В девяностые заводы были на плаву и санкций не было. Хотя выживали только за счет активности населения и несчастных челноков. А теперь все цеха в аренде, фермы в разрухе и 20 лет упущенного времени. Да еще и санкции хлеще, чем в Иране. Да и челноками кто сейчас будет? Нынешняя молодежь?
— Ничего мы в девяностые не сметали. У всех в то время были задержки по зарплате. На нашем предприятии — 4 месяца, у кого-то — по полгода. Так что сметать было просто не на что.
— То ли еще было. Помню, когда после реформ Гайдара и Чубайса все сбережения моих родителей в размере 11 тысяч советских рублей (а это 6 однокомнатных кооперативных квартир) превратились в пыль.
Особенно усердно с полок магазинов в Екатеринбурге сметают сахар. Прочитайте, что об этом думает уральский бизнесмен, который тоже застал девяностые.
Мы разбирались, как подорожают продукты в этом году, грозит ли России дефолт и при чем тут алкоголь. А вот эти карточки помогут вам разобраться, стоит ли сейчас открывать вклады под высокие проценты.