В Ленинском районном суде недавно рассмотрели необычный иск екатеринбуржца Андрея Сорокина, потребовавшего перезахоронения уральского ветерана Великой Отечественной войны.
В мае 2021 года мужчина обнаружил, что в могилу его жены, умершей в 2009 году, захоронили урну с прахом ее отца, фронтовика Ханифа Ситдикова. Андрею Сорокину это не понравилось, поскольку при жизни у него были неприязненные отношения с бывшим тестем, в частности затяжной конфликт из-за квартиры. Это привело к тому, что Сорокин избил пенсионера и получил за это судимость.
Андрей Сорокин решил, что урну с прахом Ханифа Ситдикова нужно выкопать с мусульманского кладбища в Горном Щите и перезахоронить в другом месте, однако сделать этого законным путем не смог. Дело в том, что в 2009 году, когда его жена скончалась, ее погребение не было зарегистрировано. То есть Сорокин не получил прав лица, ответственного за захоронение. При этом, по его словам, он регулярно ходил на могилу и ухаживал за ней.
Чтобы получить права на захоронение, Сорокин подал в суд. Во время процесса выяснилось, что урну с прахом фронтовика в могилу его дочери захоронил председатель Чкаловской районной организации Всероссийского общества инвалидов Олег Крушинский. Именно он ухаживал за стариком в последние годы его жизни. Ханиф Ситдиков скончался летом 2020 года и незадолго до своей смерти попросил, чтобы его похоронили рядом с дочкой.
— Он говорил: «Когда умру, похороните с дочерью», — подтвердил E1.RU Владислав Яхин, председатель общественной организации «Национально-культурная автономия татар Свердловской области». — Похоронами занимался Олег Крушинский, а наша организация помогала ему в этом. По мусульманским обычаям кремировать тело было нельзя, но мы получили разрешение у духовного управления. В данном случае учли пожелание самого Ханифа и тот факт, что был разгар пандемии коронавируса.
В суде Андрей Сорокин указывал, что Олег Крушинский обязан был получить разрешение у родственников, прежде чем хоронить урну с прахом. Кроме того, мужчина говорил, что при жизни Ханиф Ситдиков был в неприязненных отношениях с дочерью. Однако судья Вероника Лазарева полностью отказала Сорокину в его иске. Она сделала вывод, что погребение фронтовика было организовано на законных основаниях, в соответствии с его волеизъявлением.
— Захоронение Ситдикова было произведено в специально отведенном месте, рядом с его дочерью. А исходя из принципа достойного отношения к умершим, обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена, — было сказано в судебном решении.
Несмотря на проигрыш в первой инстанции, Андрей Сорокин решил подать апелляцию в Свердловский областной суд. История, скорее всего, еще получит продолжение.
— Он (Сорокин. — Прим. ред.) закидал жалобами полицию, прокуратуру, службу кладбищ и суды своими истеричными требованиями выкопать ветерана из могилы. Однако надругаться над светлой памятью инвалида, нарушить таинство мусульманского религиозного обряда ему не удалось. Но 10 февраля Сорокин уже подал апелляцию. Ждем решения апелляционной инстанции! — заявил корреспонденту E1.RU Олег Крушинский.
О конфликте Андрея Сорокина и Ханифа Ситдикова мы писали в 2018–2019 годах. Поводом для ссоры была однокомнатная квартира на улице Электриков, которую ветеран получил по указу президента в 2013 году как участник сражения на Курской дуге. Родственники сдали эту квартиру внаем, переселив дедушку в другое место, а позже решили продать однушку. Но Ханифу это не понравилось, и он отказался выписываться. Конфликт закончился тем, что Андрей Сорокин избил пенсионера и за это позднее был приговорен к исправительным работам.
В свою очередь внучка Ханифа Ситдикова уверяла, что история с избиением ее деда была выдумана.