12 января Екатеринбург накрыла массовая волна эвакуаций школ, всё из-за одного письма лжеминера. На следующий день «минировали» школы в Тюмени и других городах страны. В полиции заявили, что атаку организовали из-за кордона. А после стало известно, как в 2021 году 15-летний лицеист из Камышлова «минировал» школы по всему СНГ. Подросток занимался этим восемь месяцев.
Бывший разведчик и шпион, генерал-майор ФСБ в запасе, член Совета по внешней и оборонной политике РФ Александр Михайлов объяснил, почему, несмотря на все усилия правоохранителей, лжеминеров так редко удается поймать.
— Сейчас этот процесс, связанный с сообщениями о минировании, приобрел абсолютно цифровой характер. И надо иметь в виду, что значительная часть этих сообщений отправляется на автомате, определенными программами, которые четко подхватывают электронные адреса и телефоны учреждений, чтобы распространять эту информацию, — объясняет Александр Михайлов. — Искусственный интеллект — вещь, с одной стороны, хорошая, а с другой — опасная. И программу эту можно запустить в любом нашем городе, а к получателю сообщения оно приходит через Нидерланды и Эстонию, например.
«Дай бог, чтобы таких чертей ловили постоянно. Пусть сделают показательный суд над ним. Потому что иначе всё будет продолжаться»
По мнению эксперта, лжеминирования по всей России устраивают, чтобы дестабилизировать россиян.
— Это направлено на создание атмосферы неуверенности, стресса для людей, которые становятся заложниками таких сообщений о лжеминировании. Это сложная проблема, которая приобрела мировой масштаб, и она требует системного решения, — считает Александр Михайлов. — Но я думаю, что в некоторых случаях подобного рода сообщения рассылаются уже практически без участия человека. Можно такое сообщение заложить в программу, и через месяц-два с какой-то периодичностью оно будет рассылаться не только по школам, но и по крупным ТЦ, выставкам, музеям — куда угодно.
«На сегодняшний день таких сообщений по стране уже тысячи, десятки тысяч. И тут нужен определенный регламент работы [с ними]»
— Мы несем приличные потери: отрываем сотрудников правоохранительных органов от их прямых обязанностей, у торговли уменьшается выручка и так далее, — заключает эксперт. — Есть попытки блокировать точки, с которых сообщения о минировании уходят. Но искусственный интеллект обучаемый, он начинает петлять, идет теми путями, которые еще не прикрыты.
Массовые эвакуации в школах начались после почтовой рассылки — письма, в котором неизвестный грозился устроить взрыв. Подробнее о том, как проходила волна «минирований», читайте в нашем большом онлайн-репортаже или в коротком видеоролике «Объясняем за минуту».
Накануне представители «Родительского надзора» в 20-градусный мороз пришли к управлению ФСБ. Позже они объяснили, зачем устроили там осаду.