Строить «Баден-Баден» на берегу Шарташа близко к озеру нельзя: с таким мнением выступили представители движения «Мирные жители». Публикуем десять причин, которые, по мнению общественников, должны стать серьезным препятствием для возведения термального комплекса.
1. Строительство комплекса разрывает единую экосистему и разрушает уникальное сочетание естественной лесной зоны и озера в черте города.
— Озеро Шарташ образовалось около миллиона лет назад, — указали в письме (есть в распоряжении редакции) губернатору Евгению Куйвашеву в территориальном общественном самоуправлении (ТОС) «Каменные палатки». — Вместе с Шарташским лесопарком оно образует единую и неразделимую экосистему и входит в официальный «зеленый пояс» вокруг Екатеринбурга. Этот уникальный лесопарк с древним озером и шестью археологическими памятниками. И работает это всё как точка притяжения в черте большого мегаполиса. Аналогов такому сочетанию в мире почти нет!
2. Большая ценная территория на берегу озера отдается под коммерческий проект практически бесплатно.
Общественник и координатор проекта «РосЯма» Алексей Беззуб заметил, что кадастровая стоимость участка, на котором планируется строительство второй очереди комплекса «Баден-Баден» (речь о территории, которая входит в зону особо охраняемой природной территории (ООПТ). — Прим. ред.), оценивается крайне дешево: 77 тысяч квадратных метров за 62 371 рубль.
— Я считаю, если хотят там строить термальный комплекс, то нужно проводить аукцион, и чтобы инвестор выкупал эту землю у убыточной Свердловской области, — указывал Алексей Беззуб. — Возможно, можно будет выручить по миллиону за сотку.
3. У озера Шарташ не определена охранная зона, а должна быть, так как это памятник природы регионального значения.
Во время прогулки по берегу водоема с депутатами и общественниками активисты пытались уточнить у замминистра природных ресурсов Вероники Русиновой, которую также позвали на встречу, имеет ли озеро Шарташ как признанный памятник природы охранную зону, где строить ничего нельзя. Чиновница ответила, что сейчас в региональном Минприроды идет работа над становлением такой зоны вокруг озера.
4. Планируемый комплекс «Баден-Баден» слишком большой, в несколько раз больше того, что расположен на Уктусе.
Общая площадь комплекса, который планируется на Шарташе — шесть гектаров. Строить собираются на двух участках: на месте базы «Экстрим» и на территории бывшей базы «Сандали», которая после 2018 года представляет собой пустырь. Вложить в проект планируется 1,5 миллиарда рублей.
5. Нет детальных гидрологических исследований территории озера Шарташ.
Еще в сентябре депутат гордумы Константин Киселев выступал против строительства комплекса. Он отмечал, что гидрологических исследований озера никто не проводил, никто не знает, к чему приведет возведение «Баден-Бадена».
С ним согласился и генеральный директор группы компаний «Гидро» Денис Целищев. В своей колонке он объяснял, почему строить на берегу ничего нельзя и отчего Шарташ год от года становится только грязнее.
6. Нарушается мастер-план Шарташского лесопарка, разработанный и утвержденный ранее.
— Новое обсуждаемое место строительства «Баден-Бадена» (речь о территории бывшей базы «Сандали». — Прим. ред.) не соответствует мастер-плану регионального рекреационно-оздоровительного кластера «Шарташский лесной парк», — написала автор документа, преподаватель УрГАХУ Алёна Цорик. — Меня, как одного из участников команды разработчиков, очень сильно волнует, что данный проект сейчас оправдывают этим самым мастер-планом и тем, что он проходил неоднократные общественные обсуждения и был утвержден губернатором Свердловской области.
Она пояснила, что мастер-план действительно обсуждался с горожанами и экспертным сообществом и действительно утвержден губернатором, но термальный комплекс имел другую локацию и гораздо более скромные размеры.
7. Антропогенная нагрузка на озеро Шарташ вырастет в несколько раз. «Баден-Баден» будут посещать по 2000 человек в день, почти все — на автомобилях.
В ТОС «Каменные палатки» обратили внимание, что район ЖБИ интенсивно застраивается жилыми комплексами в 25–27 этажей. Анонсирована застройка территории торговых рядов рынка КОР, примыкающего к берегу озера.
— Расчетная посещаемость комплекса 2000 человек в день при существующей в настоящий момент посещаемости лесопарка около 1000 человек в день, — указали в ТОС. — Это позволяет спрогнозировать значительное увеличение антропогенной нагрузки на лесопарк и озеро, снижение уровня комфортного проживания жителей района ЖБИ.
8. Территорию предлагают вывести из ООПТ. В то же время природный участок можно восстановить и использовать в качестве парка.
— Существующие исследования состояния ООПТ, находящиеся в открытом доступе, приводят к однозначному выводу, что стройка комплекса приведет к деградации и уничтожению экосистемы лесопарка, — сообщили в ТОС. — Как и озеро, он требует срочных мер реабилитации по следующим причинам:
лесной массив подвержен высокой рекреационной нагрузке и при отсутствии должного ухода деградирует. Южный берег более подвержен этому;
увеличение количества опасного сухостоя и ухудшение санитарного состояния деревьев и кустарников;
отсутствие крупных лесных восстановительных посадок на протяжении несколько десятилетий;
необратимая деградация озера с текущей интенсивностью падения уровня водоема на 3 мм в год;
высокая заиленность дна;
наличие опасных бактерий в воде.
В «Каменных палатках» уверены, что необходимо запретить любое капитальное строительство на территории ООПТ, а также гарантировать бюджетное финансирование программы по восстановлению и сохранению леса и очистке озера.
9. «Баден-Баден» никак не использует озеро Шарташ, рядом с которым строится. Вся вода привозная, а ее сброс происходит в канализацию, которую тоже надо проводить. Поэтому необязательно располагать комплекс у самой береговой линии. Можно поискать другое место.
— Для успешной реализации данного проекта водоем как таковой не нужен, — утверждает политолог и член Общественной палаты Екатеринбурга Александр Белоусов. — Нужны коммуникации и транспортная доступность. В Воткинске есть огромный пруд, однако термы (центр здоровья и отдыха «Воткинские термы». — Прим. ред.) сделали не на пруду, а чуть ли не в жилом микрорайоне. Кругом дома и этот комплекс. Коммерческому успеху это никак не помешало. Главное — чтобы людям было легко добраться до него. Исходя из этого, «Баден-Баден» можно поставить где угодно, хоть в Солнечном, главное — чтобы было легко доехать. По этому принципу у нас построен аквапарк на Уктусе, который оказался более чем успешным.
10. Строительство «Баден-Бадена» разрушит культурный слой, который требует масштабных археологических исследований. Мы можем утратить их, памятники археологии, навсегда.
— При выборе места для комплекса, — утверждают в ТОС «Каменные палатки», — не привлекались специалисты: экологи, археологи, гидрологи, геологи, специалисты кафедры лесотехнической академии и ландшафта, «Экспертный совет» Шарташа, не проведен опрос среди местных жителей на эту тему. Не были проведены полноценные и открытые изыскания водного баланса озера, не определены естественные притоки, схемы водоотведения, не изучены существующие причины заболачивания. Нет официального и открытого в доступе заключения и актов о возможности строительства, что нарушает законодательство о доступности экологической информации.
Накануне депутаты, общественники и владелец компании прогулялись по берегу Шарташа и местам, где планируется застройка. Встреча прошла крайне сумбурно, конструктивного диалога не получилось, но все в итоге разошлись с уверенностью, что их услышали. До этого активисты с депутатами гуляли по комплексу на Уктусе.
Ранее директор Шарташского лесопарка Артур Зиганшин сообщал, что к строительству терм приступят весной 2022 года. Но позже выяснилось, что сроки сдвинулись из-за экспертизы.
В сентябре дума уже отказалась менять статус одного из участков для застройки. Учредитель «Баден-Бадена» Евгений Кононов убеждал их, что строительство нового объекта безопасно для озера. Прочитайте также мнение эксперта о том, из-за чего нельзя застраивать берег Шарташа, а также колонку директора Шарташского лесопарка, почему это можно и нужно делать.