Демонтаж здания аэровокзала Уктус стал одной из самых обсуждаемых тем в Екатеринбурге этой осенью. Ей даже заинтересовался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, поручивший подчиненным изучить ситуацию и при необходимости провести проверку.
Руководитель екатеринбургского отделения «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» Александр Свалухин разобрал основные заблуждения, опасность которых в том, что они уводят от сути.
В информационном поле вокруг темы аэровокзала Уктус витает множество заблуждений — недостоверной информации, которую часть горожан принимают за чистую монету. Оказалась среди этих горожан и журналистка Ольга Павлова. В четверг на E1.RU вышла ее колонка про то, как остановить снос исторических зданий — материал, полный фактологических ошибок.
Лауреат престижной журналистской премии «ТЭФИ-Регион» при подготовке текста не стала проверять информацию на достоверность. Сделаем это за нее.
Заблуждение 1. «Снос заброшенного аэровокзала на Уктусе»
Факты. «Заброшенным» можно называть здание больницы в Зеленой Роще: к нему есть свободный доступ, там выбиты все окна, нет кровли. В нем обитают бездомные, которые жгут костры. Регулярно случаются пожары. Заброшенным был и госпиталь Верх-Исетского завода — «Синара Центр» до реконструкции.
Ничего из перечисленного нельзя было отнести к зданию аэровокзала Уктус. В нем постоянно дежурили охранники, работало видеонаблюдение — посторонние пройти не могли. Окна и двери были целыми, а интерьеры находились в хорошем состоянии. Здание аэровокзала пустовало с 2015 года, но не было заброшенным и находилось оно совсем не на Уктусе, а в Ботаническом микрорайоне, всего в 80 метрах от выхода из метро.
Заблуждение 2. «Здание аэропорта Уктус не было региональной собственностью. Оно принадлежало Росавиации. Проект демонтажа утверждался городскими властями. А что появляется в Сети? Обвинения в адрес губернатора»
Факты. Здание принадлежало Российской Федерации. Утверждать демонтаж с городским властями не требуется — заказчик просто отправляет в мэрию уведомление о планируемом сносе за семь дней. И всё.
Какое же отношение к сносу имеет губернатор? В январе 2020-го Евгений Владимирович в компании инвесторов «Золотого» весело бросает золотые слитки в фундамент будущего торгового центра, а в августе 2021-го лично обращается в Ространснадзор — ходатайствует за скорейшее списание (снос) здания аэровокзала. Вполне ожидаемо, в чью сторону будет направлено негодование общественности.
Заблуждение 3. «Сама схема, по которой государственное имущество стало негосударственным, непрозрачна»
Факты. Здание аэровокзала находилось в федеральной собственности. Акт списания датирован 22 сентября 2021 года. Земельный участок под снесенным зданием до сих пор принадлежит Российской Федерации. Предполагаю, что в ближайшее время мы увидим, как земля будет передана области, а затем продана либо сдана в аренду инвесторам «Золотого». Всё будет прозрачно и «в рамках закона».
Заблуждение 4. «Когда здание утратило свою изначальную функцию — перестало быть аэровокзалом — собственник сдал площади в аренду. Он имел с этого небольшую копеечку, а красивое здание с аллеей деревьев стояло за забором, выключенное из городской жизни»
Факты. Здание аэровокзала не сдавалось в аренду. До 2015 года в нем располагался Ространснадзор — федеральный орган исполнительной власти. Затем организация переехала в офисы в БЦ «Аврора» на Шейнкмана, 55 (кстати, принадлежащие инвесторам «Золотого»). Была даже попытка обменять здание аэровокзала на эти самые офисы в «Авроре», однако законом не предусмотрена мена государственного имущества на частное.
Заблуждение 5. «И вот много лет спустя у города для этого огромного участка появилась наконец потенциальная работа — стать площадкой для нового автовокзала. Вокзал нужен? Да. Без бизнеса город его осилит? Нет»
Факты. Во-первых, давайте называть вещи своими именами. «Золотой» — это гигантский торгово-развлекательный центр, у которого в самом дальнем углу (возле Объездной) на нижнем этаже выделено небольшое пространство для стоянки автобусов, зала ожидания и касс.
Во-вторых, заявление о том, что город не осилит строительство нового автовокзала — очень и очень спорное. Обидно, когда про 1,5-миллионную региональную столицу говорят, что она не способна построить средних размеров здание и подъездные пути к нему.
Когда город что-то сам не может построить, он может обращаться не только к инвесторам, но еще к области и Федерации. Автовокзал — объект транспортной инфраструктуры не только регионального значения. Почему же тогда новый автовокзал до сих пор не построили на бюджетные средства? Да просто цели такой не было. Зато была цель — как можно скорее освободить землю под стройплощадку для «Золотого». Справились.
Согласны с автором?
По поводу сноса аэровокзала активисты высказывались неоднократно. Например, Алексей Кофман объяснял, в чем абсурдность ситуации со старинным зданием, а создатель «Городских проектов» Илья Варламов посчитал, что для проверки демонтажа со стороны СКР более чем достаточно.
Почитайте также мнение юриста — он объяснял, из-за чего комиссия УФАС отклонила претензии общественников и снос нельзя было остановить с точки зрения закона.
Всю информацию по этой теме мы собираем в специальном разделе.