В Екатеринбурге родители детей, занимающихся тхэквондо в спортивной школе, требуют увольнения 26-летнего тренера Павла Горюнова, подозревая его в педофилии. Они подали жалобы во все инстанции, вплоть до губернатора, но без результата: силовики не видят состава преступления, а начальство — нарушений. По мнению же заявителей, причина безнаказанности — в связях отца тренера с чиновниками.
«Так девственницей и умрешь»
По словам юной спортсменки Марии (имя изменено. — Прим. ред.), Горюнов часто поджидал ее после тренировок, приглашал в кино и на концерты, старался встать с ней в пару, когда заменял на тренировках ее тренера, заводил разговоры на интимные темы.
— Мне сейчас 19 лет, а тогда было 16. Он пытался завязать отношения, но я была против. Например, писал мне во «ВКонтакте»: «Привет! Как дела? Когда увидимся?» Я отвечала: «Здравствуйте! Дела нормально. Встретиться не хочу», — вспоминает девушка.
Одно из сообщений ее шокировало.
— Мы как-то ехали на соревнования, и он предложил мне сходить на концерт группы «Пошлая Молли», — рассказывает Маша. — Я знала эту группу, но специально ответила, что не слушаю такое. И тогда он написал мне: «Ну, так девственницей и умрешь!» Представляете? 23-летний мужчина пишет такое мне, 16-летней, потому что я не пошла с ним на концерт!
Маша признает: в жизни бывают истории, когда тренеры или учителя влюбляются в своих повзрослевших воспитанниц, но со стороны Горюнова это вовсе не походило на искренние чувства и ухаживания.
— Возможно, это была попытка «подкатить» ко мне, но я ведь не раз говорила ему «нет». Поэтому мне казалось, что он рассматривал меня не в плане отношений, а в плане… ну, вы поняли, чего. Мне это было неприятно, — говорит Маша.
Неприятно было настолько, что девушка удалила часть переписки с тренером. Она долго держала это в себе. Рассказать о приставаниях Горюнова решилась лишь год назад — после того, как в спортшколе сменился руководитель. «Она боялась, потому что директором был отец Горюнова», — считает один из сотрудников школы. Девочка стеснялась открыться даже своей маме: та узнала обо всем последней — после случая в тренерской.
— Мне нужно было взвеситься перед соревнованиями, а взвешиваются, сняв одежду, — объясняет Маша. — Я попросила Горюнова выйти из тренерской (даже мой тренер выходит, когда я прошу), но он говорит: «Я могу и здесь посидеть» и смотрит на меня. Я не стала взвешиваться. Прихожу домой — у меня паника: я не знаю своего веса, не знаю, сколько мне сгонять.
«Мама спросила: "Что у тебя случилось?", и я рассказала ей всё, добавив: "Это длится уже несколько лет!"»
Мать девочки сходила в ДЮСШ — поговорила с директором, с тренерами. После этого Горюнов отстал, но Маша по-прежнему боится его и старается с ним не пересекаться.
— Когда мой тренер уезжает на соревнования и Горюнов его заменяет, я не иду на тренировку, — говорит спортсменка. — А когда тренировки наших групп идут одна за другой, я лучше посижу в раздевалке и только потом зайду в зал, чтобы он точно вышел из тренерской и ушел куда-нибудь.
«Хватит сиськи мять»
Год назад Игоря Михайловича Горюнова (отца Павла) убрали с должности директора спортшколы. По данным автора статьи, он находился под следствием по обвинению в злоупотреблении полномочиями. В Железнодорожном суде Екатеринбурга его дело было рассмотрено 23 августа 2021 года. Защита просила выписать штраф и закрыть дело, но судья вернул его прокурору на доследование.
Человек, исполнявший обязанности директора, по словам родителей, попытался повлиять на ситуацию (он пообщался и с Горюновым, и с мамой девочки), но этим всё ограничилось. Пробовали поговорить с Павлом и тренеры, однако это ничего не дало.
— Когда ему сказали: «Паша, то, что ты делаешь — неправильно и наказуемо», он лишь ответил: «В свободное время что хочу, то и делаю — это мое личное дело», — вспоминает один из его коллег.
Между тем о приставаниях Горюнова к Маше стало известно другим родителям.
— У меня в ДЮСШ занимаются двое детей. Сам я работаю врачом, ко мне часто обращаются и тренеры, и родители, так что эту школу я знаю от и до, — говорит Иван Валентинович, активист родительского комитета. — Ничего плохого о тренерах не скажу, кроме Горюнова и его отца — тот был жадный и вороватый. Переписку Павла Горюнова и девочки я читал лично. Также с ее слов знаю, что, когда он вел тренировки в ее группе, то вставал с ней в пару и старался потрогать за какие-то места.
Родители юных спортсменов стали обмениваться информацией о Горюнове. Выяснилось, что и в отношении других воспитанников он позволял себе странные вольности. Всплыла также и информация о травмах, которые получали дети на его тренировках (что никак не фиксировалось). В итоге родители обратились с жалобой в управление по физкультуре и спорту администрации Екатеринбурга (с копией мэру Алексею Орлову и губернатору Евгению Куйвашеву), требуя уволить тренера.
«В отношении других детей во время тренировочного процесса Горюнов П. И. позволял себе высказывания: «Хватит сиськи мять» и многое другое», — говорится в жалобе родителей.
— Дети приходили домой и пересказывали это, — вспоминает один из родителей. — У некоторых после этого развились комплексы: они отказывались ходить к нему на занятия, когда он заменял их тренера.
В ДЮСШ приехала Наталья Гамберг — заместитель начальника городского управления по физкультуре (отвечает за спортшколы), но ее проверка ничего не выявила.
— Факт грубых, нецензурных высказываний в адрес занимающихся не подтвержден, — говорится в ответе чиновницы заявителям. Такая реакция возмутила родителей.
— Учреждения прислали нам отписки без аргументации, — говорит автор жалоб Алена Вершинина. — А свердловский уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков и вовсе проигнорировал наше обращение: от его ведомства — ни писем, ни звонков.
«Не дай бог случится непоправимое»
В части домогательств к юной спортсменке обращение родителей было перенаправлено в полицию города и Следственный комитет, но и силовики не увидели в действиях тренера ничего криминального.
— Девочку опросили в СК, она рассказала, что Горюнов предлагал ей встречи, заводил разговоры на интимные темы. Вспомнила, что как-то на тренировке он предлагал ей помочь с растяжкой, — рассказывает один из тренеров. — Она отказалась, но он всё равно взял ее за ногу и стал массировать, разминать. Но так как прикосновений к интимным зонам не было, дело не возбудили: нет состава преступления.
Осенью в ДЮСШ прошло родительское собрание, по итогам которого родительский комитет направил письмо уже новому руководителю спортшколы Марату Агзамову, требуя отстранить Горюнова от тренировок. Агзамов ответил, что может сделать это лишь по решению суда или письму из прокуратуры, которых нет. По мнению же заявителей, дело в другом.
— Отец Павла и нынешний директор дружны с Мешавкиным — директором спортшколы «Локомотив», — говорит один из сотрудников. — А Мешавкин — правая рука [Людмилы] Фитиной (главы управления по физической культуры и спорту). Видимо, сверху дано указание не трогать Павла.
Впрочем, по словам родителей, у них нет желания упечь Горюнова за решетку — они лишь хотят обезопасить от него детей.
— Я мать девочки, занимающейся в ДЮСШ, и мне неприятно, что он заходил в тренерскую и видел мою дочь в трусах — недавно такое произошло во время официального взвешивания перед соревнованиями, — говорит одна из родительниц. — У многих из нас встает вопрос: где гарантия, что он только к одной девочке питал какие-то интересы? Может быть, есть и другие, более младшего возраста, которые просто не расскажут, что было?
— Я знаю, что недавно он заходил в зал и снимал спортсменов из другой группы на телефон, — говорит Иван Валентинович. — С какой целью? Зачем взрослый мужчина снимает детей, тем более не своих, а другого тренера? Меня это наводит на не очень хорошие мысли, помня, что он приставал к Маше с непристойными предложениями. Не дай бог случится что-то непоправимое — это будет травма и для ребенка, и для родителей, и урон для репутации школы.
«Еще к президенту пусть обратятся»
Соцсети Павла Горюнова пестрят фотографиями детей с тренировок и соревнований (в Instagram, например, где 176 подписчиков, все свежие посты посвящены тому, как дети дергают уши спортсмену-имениннику). Там же Павел рекламирует себя: кандидат в мастера спорта, черный пояс, 2 дан, воспитал призеров муниципальных и межрегиональных первенств. «Тренирую ребят для поддержания физической активности, для развития физических данных, а для самых мотивированных веду работу на достижение спортивного результата», — пишет он.
В аккаунтах же указан и телефон Павла Горюнова, так что дозвониться до него не составило труда. Обвинения в педофилии в свой адрес тренер называет клеветой.
— В следственном органе всё проверено: опрошены и девочка, и я, и фактов какого-то моего воздействия на нее не найдено, — говорит он. — Факт бытовой переписки — был, а то, что они там говорят, что я ее ловил или еще что-то — полная чушь. Я им сказал: «Докажите, покажите видео — где всё это?»
Фраза про девственность, по словам Горюнова, вырвана из контекста: тренер заявляет, что не приглашал девочку на концерт группы «Пошлая Молли», а, наоборот, отговаривал идти на него.
— Если бы вам показали полную переписку, то [вы бы увидели, что] я ей сказал: если ты пойдешь на этот концерт, то случится так («умрешь девственницей»). Если вы ознакомитесь с текстами этой группы, то поймете, о чем речь, — объясняет тренер.
«Никуда я ее не водил, не трогал, не прикасался. Даже в школе никак не пересекался: я ее тренировки не веду»
По мнению Павла, за всеми обвинениями в его адрес стоят попытки других тренеров свести с ним счеты.
— Никак успокоиться не могут, бедные! К губернатору обратились. Еще и к президенту пусть обратятся! Пусть обратятся к вопросу, как они получают деньги ни за что, как они курят, бухают, матерятся, очерняют детей на тренировках. Какой они тут конфликт развязали и детей моих обвиняют в нетрадиционной ориентации, — возмущается Павел. — Все родители здесь негативно относятся к этим тренерам — не хотят к ним ходить, потому что они моральные инвалиды.
На замечание, что жалобы на него писали родители воспитанников, Горюнов отвечает, что за ним тоже стоят родители спортсменов.
— У меня есть ходатайство, подписанное [родителями детей] со всей моей группы, — заявляет он. Правда, прислать это ходатайство он отказался. — Всё, что надо, я отдал в органы, которым это реально нужно, а у вас — это просто [желание] попиарить историю, — объясняет он. — Из официальных органов людям дали ответ, что они еще хотят? Чтобы меня опять очернили? Если моим «фанатам» так нравится — пусть пиарят. Не работают — занимаются глупостями.
Однако ни одного контакта родителя, который бы заступился бы за него, Павел Горюнов, несмотря на просьбы журналиста, так и не прислал, а по поводу ходатайства порекомендовал обратиться к директору ДЮСШ: «Приезжайте — я вам всё расскажу и документы покажу».
«Прошу вас не поднимать излишний шум»
Марат Агзамов стал директором ДЮСШ по тхэквондо в январе 2021 года и, по его словам, об истории про Горюнова и девочку ничего не знал — его просветили коллеги. Поэтому, когда его летом вызвали в прокуратуру, и рассказывать-то было особо нечего. Но осенью, когда родители поняли, что их жалобы не сработали, они пришли к новому директору.
— Мы провели два родительских собрания, обсуждая в том числе вопрос об отстранении Горюнова от работы, — говорит Агзамов. — Решили, что зафиксируем всё документально: родители направили на мое имя обращение, и я им ответил письменно.
В ответе, напомним, директор ДЮСШ сообщал, что не может отстранить Горюнова от работы с детьми, пока нет решения суда или хотя бы письма из правоохранительных органов. Он признается, что специально советовался на эту тему с силовиками:
— Я позвонил сотруднику прокуратуры и ФСБ — оба сказали, что если я буду заниматься самоуправством — понесу ответственность.
Агзамов также заявляет, что не был ранее знаком с отцом Павла — бывшим директором ДЮСШ Игорем Горюновым.
— Я с ним познакомился после того, как заступил на должность — хотел уточнить моменты по взаимоотношениям школы с федерацией тхэквондо, — рассказывает он. — И потом еще раз встречались: сказал ему, что никак не поддерживаю Павла в конфликте с другими тренерами.
Директор спортшколы показывает то самое ходатайство в защиту Павла — под ним подписи 15 человек, которые, называя себя родительским комитетом, заявляют, что «крайне возмущены травлей по отношению к Горюнову». Организаторами травли называются тренеры Вячеслав Мельников и Анна Казакевич. В письме описываются случаи, как оппоненты Горюнова подлавливают его на любых нарушениях, не давая ему спокойно работать, а детям — заниматься.
— Личный конфликт тренеров имеет место, и я как директор озабочен этим, — говорит Агзамов. — Я не встаю ни на чью сторону. Мне вообще хотелось бы, чтобы между тренерами были добрососедские отношения.
Однако сфотографировать документ директор ДЮСШ не разрешил, так как не готов выносить внутренние дела на публику. По его словам, он относится к Горюнову так же, как ко всем тренерам.
— Есть такое качество — ассертивность: когда человек высказывает свою точку зрения, не стесняясь, пусть она болезненна для кого-то. Этим он мне и импонирует: не старается подстроиться под кого-то, у него есть свое понимание. А такой стержень — хорошее качество для тренера, чтобы воспитать чемпиона, — объясняет Марат Агзамов. — Также Павел нужен здесь, так как четко выполняет муниципальное задание: его группы всегда наполнены.
При этом он понимает, что история далеко не закончена.
«Если Павел Игоревич что-то нарушил, он должен будет понести наказание. Но до вынесения вердикта суда я прошу вас не поднимать излишний шум в СМИ»
— Если Павел Игоревич что-то нарушил, он должен будет понести наказание, — говорит руководитель спортшколы. — Но до вынесения вердикта суда я прошу вас не поднимать излишний шум в СМИ.
Автор материала направил запросы в УМВД по Екатеринбургу, Следственный комитет по Свердловской области, управление по физкультуре и спорту администрации Екатеринбурга и в адрес уполномоченного по правам ребенка в регионе Игоря Морокова. В СК отказались от комментариев, ссылаясь на статью 4 Закона о СМИ (запрет распространять информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий).
— Обращение по данному вопросу приходило 22.07.2021, — сообщил детский омбудсмен. — 23 июля мы направили прокурору области письмо с просьбой о проверке, 18 августа получили ответ, что доследственная проверка организована силами Следственного комитета. 7 сентября заявителям был дан ответ. Кроме того, через администрацию Екатеринбурга мы организовали внеплановую проверку силами учредителя спортивной школы. По итогам проверки учредитель каких-либо нарушений в работе тренера не выявил, но его деятельность взята на особый контроль. Ждем окончания проверки Следственного комитета.
В городском управлении по физкультуре и спорту сообщили, что не являются правоохранительным органом и не могут определить, совершал ли Горюнов уголовное преступление или иное противоправное деяние; всю информацию по этой части чиновники перенаправили силовикам. Дисциплинарные меры в отношении Павла Горюнова управление также не может принять, так как не состоит с ним в трудовых отношениях — это компетенция директора спортшколы. Отца Павла Горюнова от работы никто не отстранял — он уволился по собственному желанию. Дозвониться до Горюнова-старшего по имеющимся телефонам не удалось.
Комментарий эксперта
Георгий Амусин, врач-психотерапевт, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:
— Есть поговорка: «Рыба гниет с головы», поэтому начну с руководителя: мне показалось, он не очень печется о репутации тренеров перед воспитанниками. Раньше руководители считали, что формируют не только психологический климат в коллективе, но и этические установки, а поскольку тхэквондо — восточное единоборство, там позиция учителя по отношению к ученикам — его основная ипостась. Здесь мы не видим этической позиции руководителя. Как и позиции профессионального сообщества: его коллеги могли бы сказать тренеру: «Помой язык с мылом и думай головой, что ты говоришь детям!»
Что касается описанных эпизодов… Я склонен доверять детям, особенно, когда они говорят, что это длилось несколько лет. С осторожностью, конечно: я помню случай в Верхней Пышме, когда девочки оговорили мужчину, которого после этого убили. Но в данном случае изложенные обстоятельства говорят о том, что всё это имеет смысл проверить.
Такой проверкой, кроме сбора информации, могло бы быть психологическое обследование. Оно может пройти на добровольной основе (и это сыграло бы в пользу тренера — он мог бы сказать: «Чтобы не было кривотолков, я сходил к специалистам, они ничего не нашли, я чист перед людьми — жду извинений!»). Второй вариант — заводится уголовное дело, в рамках которого назначается экспертиза или детектор лжи.
Если руководитель и тренер готовы выдерживать напряжение от этого конфликта — значит, либо у них крутые нервы, либо они люди циничные. Я бы посоветовал использовать современный способ разрешения конфликта — медиацию. Если люди хотят договориться, то они договорятся, а если хотят воевать, то воюют, но страдает психическое здоровье детей.
В целом история не уникальна. В своей практике врача-психотерапевта я слышал достаточно много рассказов девочек и девушек, к которым тренера предъявляли свои мужские, а подчас и женские интересы в плане сексуальных отношений. Правда, такие истории крайне редко доводятся до какого-то логического завершения (суда), но люди, которые были жертвами этих ситуаций, сохраняют осадок от них всю жизнь.
Обвинения спортивных тренеров в сексуальных действиях по отношении к несовершеннолетним — не редкость. Так, в Екатеринбурге девочка обвинила в педофилии заслуженного 83-летнего наставника. Позже горожане провели пикет в его поддержку.
В другом случае последствия были куда серьезнее — на всю страну прогремело дело фитнес-тренера Алексея Сушко, которого осудили за непристойные действия в присутствии ребенка. Все публикации по данной теме мы собирали в специальном разделе.