Самому открыточному виду Екатеринбурга сегодня исполнилось 10 лет. В 2011 году в городе появился один из его главных символов — «Высоцкий». В день рождения небоскреба E1.RU отправился в гости к его создателю — бизнесмену Андрею Гавриловскому. Он поделился неизвестными снимками со стройки, а также рассказал, как удалось спасти ее от заморозки во время кризиса 2008 года.
Стройка под прицелом
Фундамент под «Высоцкий» начали готовить еще в 2005 году. Таких гигантов на Урале прежде не строили, поэтому архитекторам пришлось проявить смекалку. Возводить основание решили по технологии для атомных электростанций.
— Фундамент строили высотой 2,7 метра. Бетон в таком количестве сам себя разогревает, этого нельзя допускать. Поэтому мы разбили фундамент на блоки, а затем пустоты между ними заливали бетоном, — вспоминает Андрей Гавриловский.
Придумали и построили один из главных символов Екатеринбурга уральцы — архитекторы Андрей Молоков и Владимир Грачев. Они же работали над «Антеем», но таких высот, как «Высоцкий», еще ни разу не достигали. Пришлось даже отправиться на учебу в Англию. Но иностранцев к стройке не подпускали намеренно.
— Главная причина того, почему мы отказались от идеи привлечь кого-то из-за границы — бедность, — говорит Гавриловский. — Денег просто не было. К тому же в России такая практика была очень плохого качества, люди наживали проблем с иностранцами. Они говорили: «Я хочу вот так и больше никак, так у меня в контракте прописано». Я знаю случаи, когда люди их выгоняли, платили неустойки и нанимали наших. Слава богу, что мы на эти грабли не наступили. С нашими архитекторами проще разговаривать, они лучше понимают наши проблемы.
Знаковая стройка с первого дня была под прицелом: и журналистов, и властей. Еще бы: Екатеринбург шел к всемирной славе. «Высоцкий» метил в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный небоскреб и продержался в этом звании целых пять лет, пока в городе не появилась вторая башня.
Каждый месяц строители отчитывались, как продвигается работа. Специальное совещание для знаковых объектов проводил тогдашний губернатор Эдуард Россель. За столом собирались владельцы строек, силовики, прокуратура, представители судов, чтобы проблемы можно было решить на месте.
— У каждого была одна минута, чтобы отчитаться, как идет стройка, где какие косяки, — вспоминает Андрей Гавриловский. — И прямо тут всё решалось. Я несколько раз говорил, что есть проблемы. Россель тут же вопрос задавал людям, как помочь, как быстро сделать, толкал всё вперед. Россель понимал, что строительство город развивает.
«Россель позвонил как-то 2 января, спросил: "Сколько этажей будем делать?" Я говорю: "На 54 выходим". А он: "Давай больше — 57!"»
Мэр Аркадий Чернецкий тоже не оставался в стороне. К примеру, именно он решил, какого цвета будет первый небоскреб города. На выбор привезли четыре стеклопакета — от голубого до зеленого оттенков. Решение доверили градоначальнику.
Период заст(р)оя
Строить небоскребы — недешевое удовольствие. По словам Андрея Гавриловского, их бюджет в 4–5 раз больше, чем у обычных домов. За нестандартные параметры приходится солидно переплачивать. К примеру, только лифты (24 штуки!) обошлись застройщику в 8 миллионов евро, а остекление каждого этажа — в 9 миллионов рублей. Стеклопакеты здесь пуленепробиваемые, многослойные.
Проблем добавило само время. Грандиозной стройке с ним очень не повезло — спустя три года после старта случился мировой экономический кризис. Доллар дорожал буквально каждую минуту. Из-за этого бюджет проекта значительно вырос. По словам бизнесмена, «Высоцкий» обошелся более чем в 100 миллионов долларов.
— Когда случился кризис, стройка встала примерно на полгода. Мы просто не знали, чем оплачивать строительные работы. Но появлялись клиенты, которые покупали помещения, и мы продолжали стройку, — говорит Гавриловский. — Очень помог деньгами Игорь Алтушкин. Без него мы бы не то чтобы не доделали, но нам было бы очень тяжело. Он купил 20 этажей.
Сейчас у «Высоцкого» больше 200 совладельцев — у кого-то один офис, у кого-то — больше этажа, но большая часть помещений в одних руках — Андрея Гавриловского. Именно он предложил ключевым собственникам переименовать здание (во всех документах объект значился как «Антей 3») в «Высоцкий». Никто не возражал. Использовать знаменитую фамилию официально разрешил сын поэта Никита.
Имя ему «Высоцкий»
— Мы сразу понимали, что попадем в Книгу рекордов Гиннесса, решили это названием усилить, объявили народный конкурс, — рассказывает застройщик.
Конкурс запустили на главном портале Екатеринбурга — E1.RU. На просьбу придумать название откликнулись 14,5 тысячи человек. Многие предлагали назвать гиганта в честь одного из героев мифов — в тему соседу, «Антею». Но строители от такой идеи отказались. Самые звучные названия журналисты передали филологам, чтобы те выбрали наиболее подходящее.
— Среди смешных названий было «Мэр». Я Чернецкому сказал, а он ответил: «Я не против». Но филологи проанализировали и сказали: «Тут, очевидно, только "Высоцкий". Здесь корень — "высота"». И когда это название обнародовали, весь негатив к стройке отпал. Люди в интернете писали: «Ах, Гавриловский! Назвал "Высоцким", как теперь это ругать?» — говорит бизнесмен.
Именно благодаря названию, считает Андрей Гавриловский, «Высоцкий» до сих пор остается одним из самых главных символов города вместе со вторым небоскребом «Исеть».
Вскоре у «Высоцкого» может появиться брат-близнец: строители уже получили ГПЗУ на второй небоскреб. Экспертиза показала, что земля рядом с гигантом пригодна для стройки. Новое здание будет немного ниже, но эффектнее. Правда, всех секретов пока не раскрывают.
— Есть мысль, что фасад будет необычным, каких в стране еще нет. Сейчас фасад не надо согласовывать, но мы обязательно будем, вынесем на градсовет, потому что это важно. Здесь надо обсуждать — в обсуждении могут идеи новые появиться. Мы хотим чтобы дом был уникальным, чтобы на него посмотрел, и было понятно, что это «Высоцкий», — объяснил Гавриловский.
Геологи провели разведку и решили, что фундамент у второго небоскреба будет еще сложнее. Андрей Гавриловский рассчитывает, что на его возведение уйдет около полугода. Когда же закончат всю стройку, бизнесмен предсказывать не берется — слишком многое зависит от людей:
— Мы второй «Высоцкий» еще при Чернецком запланировали. Но долго не могли начать — Высокинский не давал разрешения, а сейчас новые люди, которые пришли в мэрию, позволили дело сдвинуть. Мы наконец двигаться начали, появилась возможность.
Близнец-небоскреб будет значительно дороже старшего брата. По предварительным расчетам, на него потребуется около 200 миллионов долларов.
Как устроена техническая начинка здания, мы показывали на его пятилетие — приглашаем и вас на виртуальную экскурсию! Сейчас «Высоцкий» официально занимает вторую строчку рейтинга самых высоких зданий Екатеринбурга. Посмотрите на топ-10.