Здание аэровокзала Уктус на Ботанике решили пустить под бульдозер. Ространснадзор, в управлении которого находится старинное здание, объявил конкурс на снос постройки. Однако общественники Екатеринбурга нашли шесть причин, почему строение нельзя трогать.
Сейчас на сайте госзакупок можно найти два конкурса по сносу. Первый касается непосредственно аэровокзала Уктус. Подрядчику обещают 700 тысяч рублей за работы. Второй относится к зданиям вокруг старинного аэровокзала. Эти работы оценили в 581,2 тысячи рублей.
Общественники изучили оба конкурса и пришли к выводу, что в документации есть ряд ошибок и нарушений. По мнению активистов, на их основании закупки должны отменить.
— Аэровокзал является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, — рассказал представитель движения «Мирные жители» Алексей Кофман. — Еще до размещения закупок 29 октября в управлении госохраны памятников зарегистрировали заявление о том, что аэровокзал Уктус обладает признаками объекта культурного наследия.
Активисты обратили внимание на то, что аэровокзал не находится в собственности Ространснадзора, который объявил конкурс на снос. Ведомство пользуется зданием на условиях оперативного управления. Об этом сообщали в управлении, где подчеркивали, что любые работы, будь то реконструкция или снос, должны согласовываться с собственником — Росимуществом.
— Сведения об аварийном состоянии аэровокзала недостоверны, — уточнил Алексей Кофман. — Они противоречат акту осмотра Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Осмотр проходил по запросу регионального управления госохраны памятников.
Кроме того, вопросы у общественников вызвала стоимость аэровокзала. Ространснадзор оценивает здание в 5,872 млн рублей, тогда как кадастровая цена — 139 млн рублей.
— В проекте сноса в одной из закупок подменен лист с графической частью, который взят из другого проекта и другого конкурса, — обратил внимание представитель движения «Мирные жители». — Причем этот лист не содержит информации о проекте работ по сносу и демонтажу аэровокзала, а относится к проекту сноса соседних построек.
Кроме того, в документах есть неточности, например, указано, что аэровокзал имеет деревянные перекрытия, хотя на самом деле они железобетонные, а значит, документы закупки противоречат друг другу, подчеркнули общественники.
В связи с этим общественники попросили отменить конкурсы на снос. Они обратились в Уральское отделение Ространснадзора, региональное управление госохраны памятников, прокуратуру, в ФАС, а также к мэру Екатеринбурга Алексею Орлову.
Градоначальнику «Мирные жители» предложили собраться и обсудить позицию мэрии по возможному сносу аэровокзала. Аналогичная встреча проходила после того, как в День города снесли исторический дом на улице Мельникова.
Несмотря на все препоны, общественники стараются спасти аэровокзал. Так, общественники подали второе заявление о включении здания в список памятников. Ранее подобная схема закончилась многочисленными судами.
Авторами обращения стали координатор движения «Реальная история» Марина Сахарова и архитекторы Дмитрий Дёмин и Галина Алексеева. Первое заявление в региональное управление госохраны объектов культурного наследия (ОКН) общественники подали еще в 2019 году, однако эксперты изучили здание и решили, что для этого нет оснований. На его месте появится автовокзал «Золотой», который построят создатели «Гринвича». Место уже обнесли забором.