В Екатеринбурге до сих пор сохранилось здание довоенного аэровокзала «Уктус», подобного которому нет почти нигде в мире. Однако вместо того чтобы стать одним из культурных центров города, здание находится под угрозой сноса — ради центра другого типа, торгового. Активист «Городских проектов» Алексей Кофман объяснил, в чём уникальность аэровокзала, что с аналогичными постройками делают в других странах и почему для городов полезно заботиться о своем историческом наследии. Публикуем его авторскую колонку.
Я продолжаю разговор о подходе города к сохранению исторического наследия. В мире эта тема не новая: горожане, архитекторы и власти давно поняли, что сохранение исторических объектов в городах положительно влияет на их развитие. Если в район застройки попадает исторический объект: необычный жилой дом, заводской цех, старая электростанция, зернохранилище или водонапорная башня, то самое лучше, что можно сделать — это отреставрировать его и вписать в новую застройку. Возможно, объект при этом стоит наделить современными функциями.
Почему большая часть наших городов и районов выглядит уныло и однообразно? Именно потому, что практика бережного отношения к историческим объектам пока не очень близка нашим застройщикам и властям.
Сегодня я хочу рассказать про необычный и довольно редкий тип объектов — довоенные аэровокзалы.
В мире их всего несколько десятков, можно сказать, что если в городе сохранилось такое сооружение, то городу сильно повезло!
Один из таких объектов находится в Екатеринбурге, это старый аэровокзал аэропорта «Уктус» на Ботанике.
Аэровокзал — главное историческое здание Чкаловского района. Раньше на месте Ботанического микрорайона располагался аэропорт.
Аэровокзал сейчас не используется, и встает вопрос: что с ним делать? Снести и отдать участок под торговый центр или отреставрировать?
Давайте посмотрим на мировой опыт. Здесь тенденция однозначна: подобные объекты в цивилизованном мире вообще не сносят. Довоенных аэровокзалов всего несколько десятков, и каждый из них важен для своего города как знаковое историческое место. Даже если архитектурно здание — не шедевр, его пытаются сохранить и как-то использовать. Хотя, как правило, архитектура старых аэровокзалов необычна и интересна, и наш аэровокзал — не исключение.
Я покажу несколько примеров старых аэровокзалов в мире. Все они примерно одного размера — слишком маленькие для современного терминала, но очень ценные для истории. Поэтому их реставрируют и наполняют новыми смыслами.
Нью Йорк, США, 1930
Аэровокзал был построен в 1930 году. Аэропорт использовался изначально как гражданский, а в 1940 году его передали военным, так как он был неудобно расположен. Сейчас на месте аэропорта национальный парк, а в здании аэровокзала музей авиации, туристический центр и офисы службы национальных парков.
Кройдон, Лондон, 1928
В Лондоне есть два довоенных аэровокзала. Самый старый — Croydon, он работал с 1928 до 1959 года. В настоящее время лётное поле застроено, а терминал сохранили и организовали в нём музей авиации, информационный центр и детские кружки.
Гатвик, Лондон, 1936
Второй пример из Лондона — терминал The Beehive в аэропорту Гатвик, 1936 года. Его архитектура уже более простая, внешне он похож на улей, отсюда и его название. Сейчас терминал отреставрирован и используется как бизнес-центр.
Манила, Филиппины, 1937
Nielson Field — один из первых аэропортов Азии. Терминал построен в 1937 году и функционировал до 1948 года, когда аэропорт переехал на другое место. Сейчас лётное поле полностью застроено, а небольшое здание аэровокзала располагается в уютном сквере посреди многомиллионного города. В здании располагался частный клуб, потом историческая библиотека, а сейчас в нём открыт ресторан.
Хьюстон, США, 1940
Терминал, построенный в 1940 году, работал до 1954 года, потом здание использовалось не по назначению, пока в 1978 году его не решили снести, чтобы застроить участок. Но из-за протестов местных жителей здание сносить не стали, и оно простояло пустым до 1998 года, когда специально созданное общество истории авиации Хьюстона начало постепенную реставрацию. Сейчас в здании располагается музей авиации и залы для праздников.
Огайо, США, 1929
Терминал функционировал с 1929 по 1958 годы. В 1979 году здание было внесено в реестр объектов культурного наследия, но находилось в таком ужасном состоянии, что пять лет назад было внесено в список самых опасных объектов штата. Только в 2020 году была создана некоммерческая организация, которая разработала проект реставрации и сейчас собирает средства на организацию музея и детского образовательного центра. Стоимость проекта оценивается примерно в 2 миллиона долларов.
Нью-Гэмпшир, США, 1937
Аэровокзал, построенный в 1937 году, функционировал до 1995 года, когда после его закрытия над зданием нависла угроза сноса из-за расширения аэропорта. В ситуацию вмешались власти города, которые договорились с управлением защиты памятников истории и администрацией аэропорта о сохранении здания. В 2004 году для спасения аэровокзала его пришлось перевезти на новое место. Сейчас в нём располагается музей авиации.
Екатеринбург, 1937
Аэропорт «Уктус» появился на месте современного Ботанического района в двадцатые годы, а аэровокзал был построен только в 1937 году. В 1954 году, после открытия пассажирского терминала в Кольцово, дальние рейсы были перенесены туда, а аэропорт «Уктус» обслуживал полеты в города области до 1985 года. Потом лётное поле застроили многоэтажками, а в здании расположились офисы авиационных ведомств, которые переехали из него несколько лет назад. Сейчас аэровокзал пустует.
Аэровокзал находится в государственной собственности. При этом, несмотря на необычную архитектуру и значимость для истории города, власти отказались вносить его в список объектов культурного наследия. Рядом с аэровокзалом сейчас строится большой торговый центр, и застройщик хочет снести здание, чтобы застроить заодно и его участок.
Здание хорошо сохранилось, но чтобы привести его в порядок, нужна реставрация, которая требует денег и политической воли местных властей — им нужно договориться о судьбе здания с федеральными собственниками. Здесь можно разместить музей, библиотеку или культурный центр для жителей района. Всего этого здесь очень не хватает, это признают и чиновники в администрации города.
Но пока губернатор и мэр хранят молчание и не выражают никакой позиции. Некоторые чиновники из администрации города соглашаются с тем, что здание неплохо бы сохранить, но конкретных шагов никто не предлагает. По сути, отсутствие заинтересованности в сохранении культурного наследия со стороны местных властей дает федеральным чиновникам сигнал о том, что здание можно отдать под снос застройщику торгового центра.
Для того чтобы наши города становились комфортными и интересными, люди должны начать требовать от властей бережного отношения к истории города, а власти — проявлять намерение сделать город лучше и работать в этом направлении.
Что следует сделать со зданием?
Почитайте другие колонки Алексея Кофмана: например, о том, какая связь есть между вечными пробками и назначением мэра, нужно ли уничтожать конструктивистское здание в центре города и пять вариантов того, что может появиться на месте гостиницы «Дели».