![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/b3/40/6fb34020de64c2c5d0f415a9c74bac5e/656x438_1:5733_9009d0f0b36c0fb47fdefe52560884cc@2999x2000_0xo43n5clt_6291750688038009035.jpg.webp)
Елене Наумовой 56 лет. Ее прошлое — физфак МГУ и управление столичным банком. Ее настоящее — совместный быт с деревенским плотником Василием Смирновым и развитие музея о селе Учма, который 20 лет назад основал ее супруг. Елена переехала из Москвы много лет назад. И кажется, ни секунды не жалела, что бросила столичную жизнь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/e8/7e/3be87e412f51c1d6e3feae76161da44c/656x438_1:5733_647f98f4ca0668489d7dc554f6a841fb@3000x2000_0xEfmmYB3p_0356469505982227974.jpg.webp)
Журналисты 76.RU побывали в исторической Учме, которая затаилась в 100 километрах от Ярославля на правом берегу Волги, между Мышкином и Угличем. Погуляли по музею, послушали, как 600 лет назад зародилось село. Узнали, как с Учмой связан греческий князь Константин. Постарались понять, почему Учма, в отличие от сотен российских деревень, жива. Как Василий создавал проект, за который его впоследствии удостоили премии Лихачева? И что в Учме так зацепило Елену?
Премия имени советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора Д. С. Лихачева — международная премия за выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России. Присуждается с 2006 года Фондом имени Д. С. Лихачева.
Родное село рассыпается
Почти 40 лет назад, когда Василий вернулся из армии в родное село, он неожиданно для себя обнаружил, что Учма рассыпается. Ее наследие затирается с уходом каждого великовозрастного селянина, гибнет в унисон с зарастающими полями.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/db/d1/30dbd1684b3dad9b467f88505b3dc29a/656x438_1_d7300b875fb0eaaa6178d34f2171a0a1@3000x2000_0xTo3jJZOP_7106252763900897396.jpg.webp)
И тогда Василий решил сделать всё возможное, чтобы память о родной Учме жила. Он, обычный голубоглазый мужик из деревни, подобно ювелиру год за годом собирал крупицы историй, баек и упоминаний об Учме. В конечном итоге информации накопилось на целый музей, охватывающий историю села начиная с XV века.
— Василий родился в Учме, в семье рыбака и крестьянки, рос любознательным мальчиком. Однажды, услышав в лесу голос краеведа Владимира Гречухина, заинтересовался, почему в Учме Кассиан Грек похоронен. Что за Грек, откуда взялся? И начал расспрашивать бабушек. Люди дореволюционного рождения были отличными сказителями, — рассказала Елена Наумова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/75/dc/e575dc10663aef6ad25d13a850d559bc/656x438_1:5733_5166e77a0efd15b25b7a35cce9068a2b@3000x2000_0xvQDlhiwK_6540893161025908280.jpg.webp)
Была руководителем московского банка
Елена — коренная москвичка. Родилась и выросла в профессорской семье. В конце 90-х она впервые приехала в Учму. Хотела просто помочь с музеем, но в итоге осталась навсегда, став женой Василия и соавтором экспозиций.
— Родители всегда таскали меня маленькую на выставки, на взрослые спектакли и фильмы. Детство было счастливым, прекрасным. Я очень много общалась со взрослыми образованными людьми. И у меня, возможно, тогда сформировалось видение. Мы до сих пор с мамой стараемся выезжать на выставки, в музеи. И наблюдать за жизнью. Я поняла, что самое большое, чему меня научили родители — интересоваться эмоциями и психологией человека. Мне кажется, это одна из важнейших вещей при построении экспозиций. Если на первом месте не предмет, а человек, его эмоции и судьба, дальше всё нанизывается. Самое главное — наблюдательность.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/4f/14/d14f148ea31519cacb438b723b11bd83/656x438_1:5733_588375fd56ed46a20500ef4c3385b7dc@3000x2000_0xbgA15VrX_2113420256682000259.jpg.webp)
После истории о московском топ-менеджере, переехавшем в деревню, возникает логичный вопрос — как отреагировали близкие? Елена ответила на него спокойно.
— Переезд из столицы отсортировал людей, с которыми я общалась. Это очень четко показало, кто друзья, а кто — знакомые, которые меня просто не знают. Это не означает, что я с ними поругалась. Я просто поняла, что есть более близкие и более далекие люди. Мои друзья и мама полностью меня поддержали. Удивились, конечно, но не было никакого противодействия и противостояния.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/09/47/570947fab8d17bb670135f8fa064010a/656x438_1:5733_62bff9c690780d52aff1724c1c18c46d@3000x2000_0xU2tdE9we_0601858480479095264.jpg.webp)
Особенная деревня
Мы приехали в Учму около полудня. В смурную октябрьскую субботу село показалось безлюдным. В поле при въезде паслась пятнистая черно-белая буренка. Это, кстати, единственная корова, оставшаяся в деревне. Каждый день она дает молоко на всех жителей Учмы. Их осталось 20 человек, если не брать в расчет дачников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/23/89/2623894d0bad9ef260e2818b16cd61f2/656x438_1:5733_121851bee096f290641a2e60f0d447fa@3000x2000_0x5RPMwrq2_0831233029413467761.jpg.webp)
Единственная сельская улица растянулась вдоль заводи Волги. Среди аккуратных деревянных домиков стоят вековые сосны. Первое, на что мы обратили внимание в Учме, — отсутствие здоровых заборов из дешевого металлического сайдинга. Ограждений у домов либо нет совсем, либо стоят аккуратные плетни (плетеная изгородь из прутьев, ветвей. — Прим. ред.) или частоколы.
У сельской улицы два конца — Рублевый и Семигривенный. На одном из них, за аккуратной бревенчатой изгородью, мы нашли Учемский музей. У входа нас встретила Елена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/8c/28/618c2802c2880b8965b859ed9d0aadcc/656x438_1:5733_711fea9c173a91182e06ab09ce0a4796@3000x2000_0xopEK8RhB_5809913998845518828.jpg.webp)
— Вам повезло. Сможете поснимать Феню, — улыбчиво указала она в сторону статной лошади, гулявшей на территории. — Обычно она у нас в конюшне.
С этого момента и началось наше знакомство с селом. Елена подошла к Фене, нежно погладив ее по белому носу, самозабвенно начала рассказывать про Учму. О том, почему она перебралась в село несколько десятков лет назад.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/40/0d/b5400d25defa0cacb0ffc6ad200c49ff/656x438_1:5733_2e236a009f694b35c3d5b4f3e4d6e78d@3000x2000_0xL0nWmzAJ_4758336783145094366.jpg.webp)
Село, которое собирались затопить под водохранилище
Учма находится в живописном месте на Волге. Раньше берег был высокий и обрывистый, сейчас — длинный и пологий. Всё дело в Рыбинском водохранилище. Деревня попадала в зону затопления, однако каким-то чудом осталась на суше — уровень Волги поднялся, но вода не дошла до села.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/b4/d3/27b4d349fabf9f9c572d13cdd609009a/656x438_1:5733_248fa66668eed5f9c5f48ca46c0ff8ef@3000x2000_0xL0QaYymL_4679994241253682656.jpg.webp)
— Учма — место особенное. Всё, что здесь происходит — неспроста. Тут не зря был монастырь. Учма помогает и дает раскрыться даже неправославным, хотя сюда и паломники приезжают. В 1999 году у моего мужа Василия Смирнова созрела необходимость рассказать людям, что происходило в Учме. Он понял, что всё стремительно исчезает и надо что-то делать, чтобы сохранить память. 22 года назад сюда привезли первое музейное здание, — рассказала Елена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/48/28/6e482873d46cb3ec51b2276a038c4283/656x438_1:5733_575f3f1dec3052a5c1dfd5d9aa810b5b@3000x2000_0xyMNhih4V_5337163870321193011.jpg.webp)
В конце 90-х Василию с поиском информации помогали друзья из мышкинского музея, в частности, краевед Владимир Гречухин. В первом здании Учемского музея была экспозиция, рассказывающая об истории этого места начиная с XV века. Создатели музея связали возникновение деревушки с падением Византийской империи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/31/99/1431993cdcdd0bc5682da86decd18de3/656x438_1:5733_1b3935a53973e91db44fad605feab0a2@3000x2000_0xRN79rw9U_7960799722851920176.jpg.webp)
Согласно истории, Константин Мангупский, происходящий из византийского императорского рода, после падения Константинополя бежал в Мистру, а позже в Рим, застав там расцвет эпохи Возрождения. Оттуда перебрался в Москву, принял на Руси монашеский постриг с именем Кассиан. Однажды плыл из Ферапонтова монастыря на лодке в сторону Углича и остановился переночевать на реке Учме. Ему так понравилось это место, что Кассиан основал на нём Учемскую Успенскую пустынь. Учемская пустынь пережила польско-литовское нашествие и просуществовала до 1764 года, когда указом Екатерины Великой эти земли были национализированы. Земли и крестьяне стали государственными, а церкви — приходскими. В советское время в Учемском монастыре расположился Волголаг. Колокольня и собор простояли в запустении до 1952 года.
— Так получилось, что я была одним из посетителей этого музея. Я поняла, что мне интересно приезжать и помогать. И постепенно у нас с Василием сложились личные отношения. Мы муж и жена давно уже, около 15 лет. Когда-то мы нашли общий язык, и появились наши экспозиции. Прекрасный альянс, когда у Василия есть память о месте, а у меня — видение с точки зрения дизайна, среды, экспозиции и психологии масс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/1d/86/9f1d86b3fdce0d3c3b70c63b9f09db82/656x438_1:5733_c54d4f37aa37495903a825ec40f47ffd@3000x2000_0x249pbrsa_3571920864719662723.jpg.webp)
«Считали, что приехала вторая ненормальная»
Елена признаётся, что сначала учемские жители смотрели на них с Василием косо. Когда Василий только начал собирать информацию о Кассиане, искать артефакты и создавать музей, люди считали его ненормальным.
— Они думали, что Василий занимается чем-то непонятным. Когда появилась я, мнения жителей разделились. Одни думали, что приехала вторая ненормальная. Другие заподозрили во мне неладное. Мол, я сейчас тут что-то этакое сделаю и больше не будет музея. Что я произведу рейдерский захват, — смеется Елена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/96/e8/fc96e89af3545fd40cb2a69171d6bbbf/656x438_1:5733_0e9510d562c7563e994ac3c65ca3d214@3000x2000_0xzYZnUJkE_3977206165098400626.jpg.webp)
Старожилы Учмы растаяли, когда увидели свои лица, услышали свои голоса в экспозициях музея. Они поняли, что музей — это не только про далекое и легендарное. Музей — это и про них, самых обычных жителей деревни.
— Постепенно я всё больше становилась своей, но, к счастью, до конца своей не стала. К счастью, потому что я смогла пообщаться с ними как добрый попутчик в поезде, расспросить о любви для экспозиции. Своему бы они вряд ли открылись. Люди не враждебны к музею, потому что он о них, об истории Учмы. И большинство людей гордятся, привозят своих родственников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/26/e6/1026e65d40cbf051a91c94938be791a3/656x438_1:5733_ff9a0144ba1f01ec10aac553ce23e8f2@3000x2000_0xyEVIp75Z_1619241639639123694.jpg.webp)
Логотип для сельского музея придумал Артемий Лебедев
Вместе Василий и Елена создали музей истории Учмы. Он расположился в старинных амбарах, которые Василий перевез из соседних деревень. В составе музея работают четыре экспозиции: о зарождении Учмы, об истории русской деревни, про сельскую любовь и быт.
Первая экспозиция переносит на 600 лет назад к зарождению Кассиановой пустыни — места, где находится село. Во второй воссозданы сельмаг, школьный класс, эпизоды из жизни колхоза. Экскурсия начинается с аудиозаписи советских лет, где председатель учемского колхоза бодро дает задания односельчанам. Затем его сменяют разговоры жителей деревни. Они рассуждают о былых временах и тяжелой ежедневной работе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/4d/e3/a54de3a683a6781978654b7e198cac5a/656x438_1:5733_e01ecfb91c94db1c492f1db2d0124e7e@3000x2000_0xWkKPwlMM_1120138740887393763.jpg.webp)
«Колхоз перестал существовать в XXI веке. Остался только председатель», — голос на диктофонной записи грустно подводит очевидный итог.
Третья экспозиция учемского музея называется «Старухи о любви». Старинный амбар разграничен на зоны, каждая посвящена жительнице Учмы. На стендах бережно собраны вещи старушек — баночки от духов, самодельные шторки с окон, самогонный аппарат, любовные письма. При этом гость слышит разные женские голоса. Старушки вспоминают молодость. Где-то смеясь, а где-то вздыхая.
— Я переписывалась с солдатами, они мне присылали свои фотографии. А вышла за того, кто первый из армии приехал.
— Секса, конечно, никакого не было. Целоваться — целовались.
— Денег не было, я взяла и связала занавесочки на окно из марли. Всяко поприличнее.
— Он хороший был парень. Ухаживал за мной. Только моя мама его очень не любила.
Каждая героиня экспозиции рассказывает о любви в своей жизни. И о нелюбви, кстати, тоже. Гостю очевидно, что с ним говорят старухи. Но то, о чём они говорят, становится откровением.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/0b/f0/d70bf0410f484737323266222a28d521/656x438_1:5733_86eec6ec774eafa5079a408d3d46c290@3000x2000_0xYHZ879ze_7000866084230980865.jpg.webp)
— Для кого-то истории жителей Учмы вдохновляющие, а для кого-то — настораживающие. У нас были совершенно разные случаи. Однажды после экспозиции «Старухи о любви» посетительница сказала: «О Боже! Если бы я попала сюда 10 лет назад, я бы не жила с мужем лишних лет без любви». А другая пара вышла с экспозиции и сказала, что им есть над чем подумать: что они скажут своим детям и внукам? Отношения сейчас в кризисе, вроде надо расставаться, но, скорее, нет. Эта экспозиция дала им дополнительный угол зрения, другой фокус на свои собственные отношения. И эти случаи, повлиявшие на мировоззрение, достаточны, чтобы сказать, что мы добились желаемого, — сказала Елена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/cd/fa/9acdfa4488a5c56a29c315f31124e625/656x438_1:5733_0abfff1b5d38638fd5a788e8330799d4@3000x2000_0xZ6Hec5AU_3625161900115492997.jpg.webp)
Четвертая экспозиция — «Музей дыр и заплат» — расположена в бывшем здании сельской школы. Платки и платьица, брючки и тулупы, которые отдали в музей жители Учмы, олицетворяют деревенскую жизнь. Кстати, для этой части музея логотип придумывала одна из самых дорогих дизайнерских студий столицы — Артемия Лебедева.
— Меня часто спрашивают, откуда идеи. По всей видимости, мы просто наблюдательные с Василием. Фиксируем то, чего другие не замечают. Экспозиции нужно строить не из сухих стендов и таблиц. Нужно, чтобы человек себя почувствовал внутри истории, — рассказала Елена.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/1f/e8/ae1fe8ab58b297f07456a58116a217f4/656x438_1:5733_0bd077ed335191c638f88619170aa980@3000x2000_0x6BHOGfI2_2474207781977084319.jpg.webp)
Детям — вседозволенность
Свою миссию супруги видят не только в развитии музея. Они уверены, что село Учма, как феномен, оказывает влияние на умы детей.
— Дети здесь освоились, они используют нашу территорию для игр. Пока из наших учемских детей я не вижу ни одного, кто продолжит наше дело. К музею они пока относятся несерьезно. Однако я уверена, что всё не зря, потому что у них на всю жизнь останется бэкграунд. Они свое детство проведут на свободной территории в культурном месте. Им ничего не запрещают, хотя они иногда что-то ломают. Да, я прошу починить, но мы их не ругаем. И мне кажется, это колоссальная воспитательная работа, которая проходит без нашего участия. Мы просто разрешаем, не запрещаем.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/63/8c/1b638c7b7ec1a127360c59d23a4dfa85/656x438_1:5733_aa15ae94627e5c10e0bee4fc567029f6@3000x2000_0xZ8rbzvdf_2236487029474916345.jpg.webp)
Летом здесь периодически проводят праздники для детей села. Ребята выступают перед взрослыми, показывают спектакли. Мама Елены занимается с детьми керамикой, местная жительница Анна учит рисовать и вырезать из бумаги.
— Основное занятие, которое мы проводим с детьми — вседозволенность. Она приводит к тому, что люди начинают бережнее относиться к месту, где им всё дозволено. Они понимают, что, если будут хулиганить, мы можем их прогнать. И эта такая интересная история, когда вседозволенность превращается в любовь к своему месту.
У самих Елены и Василия есть общий ребенок — 9-летний Арсений. Приемный. Елена каждый день возит его в школу в Углич.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/c5/a6/e9c5a60995cfed9f40b0c8727da7730a/656x438_1:5733_649793b7280b5f3883476acce6734d53@3000x2000_0xHWPo0ARr_7670748375020168480.jpg.webp)
«Деревни держатся на самообразовавшихся волонтерах»
Елена рассказала, что не ищет вариантов традиционного заработка. Ее не интересует работа в музеях Углича и Мышкина. В основном она занимается грантами и подготовкой проектов в Учме. Елена и Василий выкупили в селе второй дом и теперь сдают его. Кроме того, раздумывают о создании в Учме экодомиков для туристов.
— У меня есть своя удаленная работа, немного. Плюс у меня довольно много проектов. Сейчас идет грантовый проект гигантский. Следующим летом мы должны предъявить миру постановку театрализованную совместно с «Театр.dok» (Российский театр документальной пьесы. — Прим. ред.). Мы получили грант от фонда Потанина и сейчас занимаемся подготовкой проекта под условным названием «История деревенских мужчин».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/fd/3f/00fd3f7c71c98c8b1f878c2dc5750695/656x438_1:5733_8c55b13d3b02f9e042bc28231e9b4fff@3000x2000_0xyZuQRWqh_2065163686641571671.jpg.webp)
По замыслу, этот проект будет отражением экспозиции «Старухи о любви». У создателей учемского музея часто спрашивают, почему они столько внимания уделяют женщинам, а мужчин словно игнорируют. У Елены есть простой ответ на этот вопрос.
— Да потому что долгие советские годы был матриархат. В особенности это сложилось после того, как с войны не вернулось много мужчин. Женщины на себе пахали, тяготы несли. А мужчины часто сильно пили. И как-то так сложилось, что женщина была главной. Я не говорю, что роль женщины отступила сейчас. Однако в отличие от городов, где много говорят о новой роли женщины, здесь, в деревнях, вперед вышли мужчины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/88/f4/6088f480fb971b5394570e4411e74c63/656x436_1:5733_d9c8a50fc8b41f977587f52790019097@2999x1990_0xQVHiqkzo_7022282181606109964.jpg.webp)
«Те российские деревни еще держатся, где есть хотя бы один мужчина 50–60 лет»
— На них держатся заборы, крыши, печи — работа, требующая грубой силы. Я это обнаружила случайно. Зачастую это мужчины-одиночки, которые вместе образуют незримые сообщества. Они друг с другом созваниваются, во «ВКонтакте» у них общие чаты, они вовсю пользуются интернетом. Они очень самодостаточные, занимаются какими-то фантастическими вещами помимо своей основной работы. Например, один борется за экологию и следит за всеми близлежащими свалками. Другой, проходя на работу, каждый день заходит к соседу и проверяет, истоплена ли у него печь. Если нет — то помогает. На плечах вот таких самообразовавшихся волонтеров лежит забота о соседках.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/57/59/1c575963173d59e7bde11850595c3221/656x438_1:5733_0497623e16391d316fc11a2bc1b82d5b@3000x2000_0xrSzXs2PF_8480092172044703379.jpg.webp)
Это совсем не вяжется с той картиной России, которая сложилась у горожан. Вот такое исследование мы проводим с «Театр.dok». Результатом станет театральная мультимедийная постановка без актеров. Посетитель сам будет актером, — рассказала Елена о грядущих планах.
«Сама с трудом верю этой истории»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/86/8a/55868ad6da42e7f79d44a6119f4d7fac/656x438_1_f52138d3a35515d307e6fe4b122d6041@3000x2000_0xloQ0x0ty_2160864462360028365.jpg.webp)
В конце разговора мы задали Елене блиц.
— Так почему вы решились на переезд из Москвы? Надоела столица, так понравилась Учма или всё же... Любовь?
— В первую очередь, конечно, Василий. Это чистая правда, но я с трудом осознаю, что это произошло со мной. Если бы не Василий, я бы просто приехала, помогла с музеем и уехала. В моей жизни много таких проектов. Когда я что-то где-то делаю и у этого нет продолжения. Василий, конечно, совершенно удивительный человек. Я рада, что нас свела судьба. Это просто алмаз. Бриллиант. Он был запрятан и свободен. Никто не разглядел. Я удивлена. Он нескучный человек, очень много знает. И это не просто сухие знания, он преподносит их легко, живо, с юмором. И это не утомляет. В продолжительных отношениях важна не только любовь, очень важно не наскучить друг другу. Не мешать. И мне кажется, у нас это получается.