Депутаты Законодательного собрания Свердловской области на первом заседании восьмого созыва выбрали бывшего мэра Екатеринбурга Александра Высокинского в Совет Федерации. Мы поговорили с ним о работе, проделанной на посту замгубернатора, и о том, зачем члены свердловского правительства идут работать в федеральные структуры.
О работе в федеральных структурах
— Большие проекты реализовывать без поддержки федерального центра достаточно тяжело. И здесь команда губернатора Куйвашева, безусловно, усиливается: мы работаем по всем направлениям комплексно. Если мы хотим федеральную поддержку, то этим надо заниматься в ежедневном режиме. Невозможно приехать, за неделю всё решить и уехать. Это большая работа в министерствах, в Государственной думе, в других высших государственных органах, которые позволяют нам это делать, потому что мы сегодня набрали очень серьезный темп.
О торговле во времена ковида
— Мы должны говорить о резком росте производства, потому что из-за ковида встали товарные цепочки, и сейчас всё это будет меняться прямо на наших глазах. Торговые центры в большей степени будут уже не магазинами, а общественными центрами с шоурумами: пришел, потрогал, посмотрел, увидел, заказал через интернет. Почему сегодня мы активно работаем и с «Сима-лендом», и с Wildberries? Они не являются конкурентами, это всё наш рынок — 850 миллиардов рублей товарооборота только по Екатеринбургу.
О городской электричке
— Мы полностью сформировали понимание по Екатеринбургской кольцевой электричке. Если этот проект будет реализован, мы фактически изменяем транспортную структуру города в горизонтах планирования 50–80 лет. Эта инфраструктура сможет обслуживать город и всю агломерацию с населением свыше 2–2,5 миллиона человек.
Без Северного обхода нам городскую электричку в необходимом объеме не запустить, потому что он позволяет грузовые составы пустить вокруг города, как это сделали в Москве. Там была железная дорога промышленного назначения, она обслуживала предприятия. Потом грузопоток вывели, запустили электрички с кратностью сперва 15 минут, потом 10, потом и 5 — в результате пассажиропоток растет, московские власти уже размышляют над реконструкцией станций — длины перронов не хватает.
О строительстве ЕКАД
— Электричку мы делаем вместе с «РЖД», а ЕКАД — с Федеральным дорожным фондом, и это параллельные работы. При этом благодаря работе, которую губернатор ведет лично, федеральный центр выделяет средства на финансирование ЕКАДа досрочно. Здесь грех жаловаться. Проект близок к завершению. И городскую электричку нужно делать, так как мост здесь предусматривается не только железнодорожный, но и автомобильный. С ним изменяется вся транспортная сеть, потому что вы на автомобиле без труда с Бебеля сразу уходите через Верх-Исетский пруд на юго-западную часть. Как только разгружается улица Серафимы Дерябиной, тут же начинает разгружаться проспект Космонавтов, потому что они друг друга держат. Как только разгрузился проспект Космонавтов, тут же разгружается переулок Базовый.
О трамвае в Верхнюю Пышму
— Я уверен, трамвай в Верхнюю Пышму пойдет в ближайшее время. Там же нужно станции принять, сертифицировать, включить в сеть, всю светофорную сеть запустить в общую транспортную инфраструктуру. Потом все рельсы отрегулировать, чтобы всё это было хорошо. И вы не забывайте: мы многокилометровую трамвайную ветку построили впервые за 30–35 лет.
Мы уже обсуждаем продление трамвая до Среднеуральска, потому что это сегодня уникальная рекреационная территория с великолепным озером. Это 15 километров от города, но, так как транспортной доступности толком нет, возникает желание доделать. Можно посидеть и подождать, а можно вместе с «РЖД» над этим работать уже сейчас, подготовить и запустить рельсовый автобус из Среднеуральска в Екатеринбург по имеющимся путям.
О том, продолжится ли строительство метро
— Надо смотреть на федеральные тенденции. Предпроектные работы мы сделали, понимаем технологическое и технико-технологическое обоснование. Сделано всё необходимое, чтобы подтвердить наши намерения. Да, мы метро занимались плотно, но мне в Москве говорили: «У вас люди против метро, население не поддерживает строительство метро, вот что пишут: "Зачем нам метро? Построим трамвай, а остальное потратим"». В Челябинске просто говорят: «Да, нам надо», а у нас любой проект принимают в штыки.
О том, что нужно подарить городу на 300-летие
— Я бы подарил городу хороший большой проект для наших маленьких горожан — школьников — в рамках четкой организации (за счет бюджета, а не родителей) постоянно, раз в неделю, на классном часу пошли в один музей, узнали историю, пошли в другой музей, в культурный центр. Это просто восстановление советской системы. Нам нужно очень многое сделать для наших детей, чтобы они понимали, где и как они живут, что тут было до них, как это будет после них. Проект для детей, потому что 300-летие — это их праздник. Мы для них этот город и нашу область развиваем, благоустраиваем, строим и обязаны это передать в лучшем виде, а они сделают это же для своих детей. Сейчас мы это и делаем. Поэтому лучший подарок к 300-летию — это хороший детский образовательный проект: кто мы, что мы, куда мы идем. Его так и нужно назвать. И на классных часах пусть будет обсуждение. Я частенько сам люблю заходить в родной политехникум и студентам рассказывать о таких простых жизненных вещах.
Ранее мы рассказывали, что предшественник Александра Высокинского на этом посту, еще один бывший глава города Аркадий Чернецкий, останется работать в областном парламенте на посту первого заместителя спикера. На посту замгубернатора Высокинского сменит экс-глава Каменска-Уральского Алексей Шмыков. Спикером Заксобрания депутаты избрали Людмилу Бабушкину, которая занимает этот пост с 2011 года. Мы подробно рассказывали о том, кто прошел в парламент на сентябрьских выборах.