Во вторник архитекторы из разных стран мира представили свои концепции развития набережной Городского пруда. В большинстве из них есть пешеходный мост от «Космоса» до «Ельцин Центра». Урбанист Владимир Злоказов убежден, что он не нужен, а лучше построить переход для пешеходов параллельно Макаровскому мосту. В своей колонке он объяснил, почему такой вариант лучше.
В связи с презентацией проектов благоустройства набережных Городского пруда вновь поднялась тема пешеходного моста через пруд. Нужен ли он и где он должен находиться?
На мой взгляд, (вело)пешеходный мост необходим, но не там, где его обычно рисуют. Обычно предлагают связать набережные около Театра драмы и у ДИВСа. У этой идеи есть свои преимущества. Например, район Драмы и «Ельцин Центра» получит прямой путь к станции метро «Динамо». Однако есть и существенные недостатки.
Во-первых, акватория Городского пруда и его набережные — это единственное большое свободное пространство в центре города. Перспектива Городского пруда — вид на него с разных сторон — является ценностью сама по себе. Любой мост визуально ограничит эту перспективу, «отрезав» вид на часть акватории. А если мост еще и будет позволять проход под ним прогулочных лодок, то он будет еще выше и еще сильнее будет ограничивать обзор. При этом о парусных соревнованиях на Городском пруду, скорее всего, можно будет забыть.
Во-вторых, мост между ДИВСом и Драмой по сути будет только мостом между ДИВСом и Драмой. С обеих сторон этот мост будет упираться в застройку и не будет иметь продолжения в виде каких-либо значимых вело- или пешеходных маршрутов.
Если же подробнее разобрать аргумент с пешеходным подходом к метро, то окажется, что от Драмы до метро «Площадь 1905 года» идти около 900 метров, а до «Динамо» при наличии моста — около 700 метров. Не такая уж большая разница. Кроме того, району «Екатеринбург-Сити» все-таки нужен свой общественный транспорт — трамвай по 8 Марта — Ельцина и, возможно, автобус по Жукова, а не только путь до метро.
На мой взгляд, новый пешеходный мост между набережными должен находиться рядом с новым Макаровским мостом. У такого расположения есть несколько преимуществ.
Мост здесь не будет перекрывать обзор, находясь в самом узком месте акватории рядом с уже существующим транспортным мостом, который уже ограничивает перспективу с северной стороны пруда.
Этот мост замкнет прогулочное кольцо вокруг Городского пруда в центре города. Согласитесь, не очень интересно дойти по набережной до Макаровского моста и потом возвращаться назад. Подниматься же на транспортный мост (делая крюк до ближайшей улицы или напрямик по лестнице), а потом идти рядом с потоком машин — это, как ни крути, препятствие для нормальной работы прогулочного маршрута.
Качество пешеходного опыта при движении по набережной и при движении рядом с потоком машин слишком сильно отличается. Именно поэтому, на мой взгляд, набережные пруда к северу от «Ельцин Центра» и от «Динамо» сегодня такие «мертвые» — им не хватает транзитного трафика, а идти туда с более обжитых участков просто для прогулки, чтобы потом той же дорогой идти назад, хотят немногие.Этот мост будет обслуживать не только прогулочное кольцо, но также и пешеходный и велосипедный транзит вдоль улицы Челюскинцев, а также обеспечивать более удобный поворот с Челюскинцев на набережную и наоборот — для пешеходов и велосипедистов.
Пешеходный мост вдоль Макаровского моста может быть архитектурно увязан с основным транспортным мостом (например быть арочно-подвесным), а также иметь приподнятую центральную секцию для прохода прогулочных лодок.
Не думаю, что у администрации города в ближайшее время дойдут руки до нового моста в любом из этих мест, но раз уж тема возникла, то почему бы не обсудить.
Где надо построить пешеходный мост?