Если посмотреть на центральную улицу Екатеринбурга, проспект Ленина, то создается стойкое ощущение, что он очень красивый и уютный. И это так. Открыточная, фасадная часть позволяет сказать: наш город прекрасен. Но стоит зайти во дворы, которые тоже задумывались как уютные, и от увиденного становится немного грустно.
За красивыми фасадами скрыты обветшалые дворы, гаражи и старые скамейки. Продолжая наш проект об изнанке улиц Екатеринбурга, мы побывали в каждом закоулке на Ленина и готовы показать, как выглядит непарадная часть самого-самого центра Урала.
Первый двор должен был быть очень уютным. Здесь есть эстрада, чтобы можно было провести интересно теплые летние и яркие осенние вечера. Соседи могли бы петь, исполнять номера самодеятельности. Однако всё находится в таком состоянии, что проводить здесь время вовсе не хочется. Не на всех скамейках хватает нужных досок, а площадь поросла сорняками. Судя по надписи, сцена была поставлена во дворе в честь юбилея города.
Неподалеку от сцены находится в удручающем состоянии каток. До этой зимы один из местных жителей заливал его на радость детворе, но по каким-то причинам перестал. Теперь каток простаивает без дела.
Двор через дорогу, окруженный домами в конструктивистском стиле, тоже задумывался как уютный. Здесь есть цветочная клумба, а вокруг нее скамейки. Но через симпатичную арку постоянно движутся автомобили, и ни о каком уюте уже речи быть не может. Двор напоминает скорее проезжую часть, а обилие современного пластика на стенах столетних домов портит впечатление от них.
Другой небольшой двор старого дома представляет собой просто автостоянку. Нет даже ни одной скамеечки, а по соседству свалены мешки с остатками стройматериалов и осколки стекла. Видать, как закончили ремонт, так и свалили всё, и нет никому дела.
Идем дальше. Огибаем галерею «Главный проспект» и оказываемся на обратной стороне сравнительно нового культурного пространства Екатеринбурга. Об этом нам говорят хранящиеся здесь афиши выставок. Смотрится не менее интересно, чем сами экспозиции внутри галереи. Рядом опять навалены мешки с мусором, но они не заметны тем, кто желает сфотографироваться на фоне «Главного проспекта».
На противоположной стороне, где расположен современный встроенный в архитектуру царской России отель, тоже не лучше. Вроде бы есть клумба для цветов, но за высоким забором ее не видать, а если заглянуть, то обнаружится, что она заброшена. За калиткой, что при входе в старый уральский дом, спряталось интересное панно, чем-то напоминающее заставку сериала начала 90-х «Санта-Барбара». Но в глаза прохожему оно не бросается.
Большой двор на перекрестке Ленина — Сакко и Ванцетти был бы уютным, если бы не стройка, которая расположилась сразу за ним. Но в целом видно, что жильцы заботятся о территории, хотя есть и совсем заброшенные места.
На центральной аллее проспекта Ленина, отреставрированной совсем недавно — к чемпионату мира по футболу 2018 года — можно спустя три года заметить, что качество работ оставляет желать лучшего. Мраморная облицовка одного из фонарей сползла вниз, а за забором заброшенного дома можно найти современную скамейку, что должна была стоять на аллее.
Неподалеку расположен довольно дорогой современный жилой дом, а напротив него за трансформаторными будками — настоящая зона отчуждения и свалка мусора.
Казалось бы, что можно увидеть в квадрате, где располагаются здания ГУВД и других силовых ведомств Екатеринбурга? Вокруг них довольно внушительные заборы. Но неожиданно — круглосуточный шиномонтаж! И немаленький. Также есть интересные граффити.
Подходя все ближе дворами к администрации города, можно увидеть много спорных и противоречивых мест — обшарпанные стены, кучи мусора и вандализм на стенах. Такое ощущение, что до этих территорий никому нет дела, и так сойдет. А жаль, потому что каждый двор здесь — это история, наше достояние. Фотографии на фоне этих стен могли бы украшать инстаграмы путешественников.
Обратная сторона памятника Ленину в буквальном смысле слова «устала»: ступени проваливаются под землю. Впрочем, пока готовился этот материал, городские власти уже заявили, что к 300-летию монумент будет отреставрирован.
Двор, который находится сразу за площадью 1905 года, отгорожен от внешнего мира и посторонних глаз заборами и деревьями. Но внутри довольно симпатично, душевно и уютно. Даже присутствуют террасная доска и беседка.
Во дворах, примыкающих к Плотинке, довольно опрятно. Мусор аккуратно сложен в мешки и ждет отправки на свалку. Одни граффити украшают стены, а другие откровенно портят. Но в целом впечатление от этих мест складывается благоприятное. Не хватает только лавочек, чтобы можно было почитать в тишине или выпить кофе из закрытого стаканчика.
На противоположной стороне, сразу за девятой гимназией, на берегу реки располагается вип-сауна. Хорошее место выбрали.
Очень элегантно выглядит задний двор здания арбитражного суда, что за площадью Труда, хотя он тоже выполняет в основном функцию автопарковки для машин руководителей. Отсюда виден фасад большого здания на улице Пушкина. Оно в далеко не идеальном состоянии.
Переходим через дорогу и оказываемся во дворе дома, где когда-то жила возлюбленная поэта Владимира Маяковского Лиля Брик. Здесь полный набор современной российской действительности: двор-парковка, старые советские карусели и обилие настенной живописи. Но старые стены домов создают уют и ощущение европейского города. Парковочные места под навесом — явление в Екатеринбурге довольно редкое, но именно на проспекте Ленина они присутствуют.
Внутренняя часть Дома Севастьянова — архитектурной доминанты проспекта Ленина — привлекает внимание старинными воротами из дерева, которые остались нетронутыми при реставрации в нулевых годах.
Задворки кинотеатра «Салют» — это настоящее арт-пространство. Комментарии излишни, просто посмотрите.
Внутреннее пространство кинотеатра «Колизей» и здания, где располагался Центральный гастроном, представляет собой одновременно и арт-объект, рядом с которым фотографируются, и огромную парковку с мусоркой. Посередине памятник времени — разрисованный ВАЗ-2110. Внутри видно, что салон служит кому-то бесплатным местом для ночлега.
Двор, где располагается отель «Гранд авеню» (раньше здесь был магазин «Океан»), примечателен системой вентиляции, похожей на монстра. Но помимо этого здесь очень много гаражей и шлагбаумов. Двор со всех сторон закрыт.
Вид на заднюю часть здания Музкомедии выглядит как штаб-квартира какой-то международной дипломатической миссии. А непарадная часть бывших цехов фабрики «Уральский рабочий» заслуживает того, чтобы сюда заглянуть. При внешней неопрятности выглядит она очень интересно.
Всем известен сквер за Оперным театром, а если заглянуть именно за забор здания оперы и балета, то можно увидеть хозяйственный беспорядок и, что очень непривычно, колючую проволоку. А за зданием УрФУ (ранее УрГУ) притаилась раненая вазовская «копейка».
Большой двор дома на Ленина, 48, в котором располагаются два ресторана, помимо стандартной современной детской площадки имеет достопримечательность — чашу от фонтана. Сам фонтан работал примерно с середины 60-х и до конца 70-х годов прошлого века и нужен был не для приятного времяпрепровождения. Это было техническое сооружение для охлаждения холодильного оборудования гастронома, располагавшегося в этом доме. Потом холодильники сменились, и необходимость в системе исчезла.
Таких фонтанов в Екатеринбурге было несколько. Сейчас вместо него — клумба, а в ней ёлка, которая не очень тут прижилась. Но, по словам специалистов по истории Екатеринбурга, клумба — это лучшая судьба таких фонтанов. Как правило, они превращались в мусорные ямы.
Не фасадная часть гостиницы «Исеть» и дворы Городка чекистов говорят об одном — заброшенности и разрухе. То же самое можно сказать об архитектурном ансамбле жемчужины конструктивизма напротив. Казалось бы, это основные памятники современного Екатеринбурга, его история, наше достояние. Но куда ни посмотри — упадок, и нет никому до этого дела. Лишь иногда мы читаем новости о реконструкции, но воз и ныне там.
Внутренние дворы зданий Свердловской киностудии. Когда-то здесь стояло съемочное оборудование, а сейчас — автомойка. Во дворе неподалеку местные жители решили устроить пикник.
По мере приближения к улице Восточной бросается в глаза общее удручающее состояние всего, что только можно увидеть во дворах. Нигде не хочется останавливаться, нигде не сказать: как красиво! Единственное более-менее уютное место — у памятника «Горожане. Разговор», посвященного трем знаменитым уральцам. Но и здесь публика собирается специфическая. На противоположной стороне проспекта заброшенное здание бывшего корпуса Лестеха наконец-то закрыли для доступа и обнесли строительными лесами. По-видимому, бездомные, чьим пристанищем служило здание, решили не сидеть сложа руки и создали неподалеку себе жилище.
Пересекаем через подземный переход улицу Восточную, проходим под железнодорожным мостом и оказываемся во дворе огромного советского здания Гипромеза. Чего здесь только нет: отель, салон красоты, сауна, здесь же Российский новый университет, почетное консульство Монголии и различные контролирующие органы. Внутри двора мрачно, серо и грустно.
Территория напротив, где располагается автостанция, утыкана пластиковыми ларьками и павильонами. Далее идет автомобильный техникум с комплексом старых зданий, гаражей и беговой дорожкой, где студенты занимаются физкультурой. Территория учебного заведения не закрыта, можно спокойно ходить и смотреть. Общее состояние — упадок.
Далее по обеим сторонам вплоть до главного корпуса УрФУ идут дворы сталинских высоток, которые строились для партийной номенклатуры. Далеко не все они могут похвастать чистотой и уютом. Многие наглухо закрыты воротами и оборудованы охранными будками. В одном из дворов есть даже зона для барбекю и дрова. Ранее мы такое уже видели на улице Вайнера. Дома с высокими, величественными высотками часто испорчены облезлой краской. Ни в одном дворе, которые открыты для прохода, не хотелось задержаться, присесть на лавку. Хотелось как можно скорее уйти.
Ранее мы гуляли по дворам улицы Свердлова, пешеходного Арбата Екатеринбурга — улицы Вайнера и по самой длинной центральной улице города — 8 Марта.