Мы продолжаем рассказывать истории екатеринбурженок, для которых декрет стал мощной перезагрузкой. Они не потеряли себя среди подгузников и кабачкового пюре, а открыли свое дело и смогли на этом заработать.
Наша новая история — о маме троих детей Екатерине Рафиковой, известной как популярный блогер katy_milash. Она работала обычным менеджером, потом ушла в долгий декрет и во время второй беременности стала раскручивать свой блог. Через два года Катя заработала в своем Instagram о материнстве и шопинге на новый Mercedes.
— Вообще специальность, на которую я училась, была «PR и реклама», но еще в университете я поняла, что по специальности работать не хочу. Но я закончила, — вспоминает девушка. — Потом долгое время искала себя. Работала продавцом, потом офисным сотрудником. Последняя моя работа была менеджером по продаже строительных материалов. Это было не очень интересно, я проработала года два и ушла в декрет. Это было в 2013 году.
В первом декрете Екатерина пыталась заработать на интернет-магазинах. Пробовала продавать одежду, материалы для рукоделия, но это было не прибыльно, и она быстро перегорала.
— Несколько лет аккаунт в Instagram я вела просто для себя, была такая страничка для друзей с фотографиями, и не больше, — рассказывает Катя. — Во втором декрете я решила заняться ей именно как блогом. Я не думала о том, что непременно стану блогером, не рассматривала это как профессию, потому что тогда на Instagram никто еще не зарабатывал. У меня была такая мысль, что я хочу быть узнаваемой и популярной. Были блогеры, на которых я засматривалась — и я хотела, чтобы на меня засматривались.
Екатерина начала делать красивые фотографии беременного животика, ставила штатив и снимала дома на свой телефон, писала первые тексты.
— Посты получались душевными. Они людей трогали, на меня подписывались такие же мамочки. Я помню, как мужу говорила: «Смотри, на меня подписалась тысяча человек, я их не знаю». Мне так нравилось, что кто-то чужой на меня подписывается, лайкает. Я продолжала писать такие посты, и буквально за полгода набралось 20 тысяч человек, — говорит девушка.
По ее словам, тогда было золотое время Instagram — всё получалось проще и не было таких сложных алгоритмов, как сейчас.
— Пишешь пост, он легко выходит в топ, на тебя подписываются просто так. Думаю: блин, круто. Когда я родила, ребенок подрос, и интерес у аудитории начал утихать. По статистике так и есть: когда ребенку исполняется полтора, мамский блог теряет свою популярность, — поделилась Катя.
Она стала думать, чем же еще зацепить аудиторию, и стала снимать модные образы.
— Я подумала, что мне интересно ходить по магазинам и показывать, что я покупаю. Денег у меня тогда не было, и я решила, что буду просто показывать интересные товары, — рассказывает Екатерина. — Многие думают, что для того, чтобы начать что-то делать, нужны деньги. У меня денег не было — две тысячи декретных в месяц. Я стала собирать модные луки. Выбирала, всё примеряла, снимала на видео, и все вещи отдавала обратно.
Эти видео набирали много просмотров, и молодая мама стала двигаться в этом направлении.
— Это всем очень зашло. Я назвала себя главным шопоголиком Instagram и начала вещать о всяких скидках, как их получить и всякое такое, — говорит Катя. — Эти посты тоже быстро уходили в топ, за ночь подписывались по три тысячи человек. Так я набрала 40 тысяч подписчиков.
На этой волне она стала вкладывать небольшие деньги в блог, просила рекламу у более крупных блогеров. Потом рекламу стали просить уже у нее.
— У меня стали просить рекламу, я сначала отказывалась, а потом согласилась. Начала с бартера. Аудитория у меня была вся честная, не накрученная, и ко мне на рекламу охотно все шли. Первая цена была 500 рублей. Я думала: вот, если я возьму в неделю пять реклам, то заработаю уже больше своих декретных. Это же так круто, — вспоминает девушка.
Постепенно ценник на рекламу в блоге вырос с 500 рублей до 20 тысяч.
— В 2018-м, когда я уже два года занималась блогом, я поняла, что на работу не вернусь. На рекламе и «гивах» (giveaway — конкурсы, где блогеры разыгрывают призы на определенных условиях. — Прим. ред.), я за полгода заработала себе на Mercedes. Он стоил тогда 3 миллиона рублей. Конечно, это казалось фантастикой. Он желтенький, единственный в Екатеринбурге, в Березовском. Я поехала и уволилась с работы. В самый прибыльный месяц моя зарплата в 40 тысяч рублей была намного меньше того, что я стала зарабатывать в декрете, — говорит Екатерина.
Покупка дорогого автомобиля стала переломным моментом, после которого муж и мама поверили, что Катя может зарабатывать на блоге.
— Надо мной смеялись, пока я не зарабатывала каких-то серьезных денег. Муж был против того, что я постоянно в телефоне, мама тоже была с не особо одобрительным настроем. Но когда увидели, что я купила Mercedes, то поменяли свое мнение, — вспоминает Катя.
По блогерским правилам, свою третью беременность она могла использовать для раскрутки блога.
— Конечно, с третьей беременностью охваты выросли. По правилам, я должна была в это время двигать свой блог, закупать «гивы», закупать рекламу, аудитория бы быстро потянулась. Но у меня не было настроения, я всё делала через силу. Я просто протупила, хотя охваты всё равно выросли вдвое, — признается многодетная мама.
Сейчас у нее тоже случается эмоциональное выгорание, и порой хочется от всех отгородиться, но она всё равно болеет своим делом и понимает, что возможности в соцсетях безграничны.
— Образование в итоге мне не пригодилось. За четыре года в Instagram я узнала о рекламе больше, чем мне дали в институте, — говорит девушка. — Меня спрашивают, что нужно сделать, чтобы стать блогером? Надо самому вариться в этом. Мне приходилось быть самоучкой, плюс опыт.
Сейчас у блогеров стало модным запускать свой личный бренд. Катя запустила свою линию одежды, которую сама придумывает.
— Мне давно хотелось что-то свое. Подумала, что могу шить то, что в моей голове. Начали в январе этого года. Я дизайнер и лицо бренда. Пробовали снимать моделей, но не зашло. Подписчикам нужна энергетика блогера. Доход на личном бренде по сравнению с блогом мизерный, но мне нравится. Пока это больше ради души, — рассказывает Екатерина Рафикова.
Сейчас у нее есть одна помощница — подписчица, которая занимается рекламой. Остальное делает сама Катя, но в будущем она хочет делегировать дела команде, чтобы оставалось больше времени на семью.
— Люди любят обесценивать работу других. На самом деле, если взять обычного человека и дать ему такую аудиторию, как у меня, он ее потеряет. Быть блогером — это когда ты 24/7 в телефоне, когда ты постоянно думаешь, чем завоевать аудиторию. Надо постоянно интриговать, выводить на эмоции, потому что только начинаешь вести какую-то рутину, как охваты идут вниз, — делится молодая мама.
Сейчас в ее блоге миллион подписчиков, ее узнают на улице не только в Екатеринбурге, но и в Москве, в других странах.
— У подписчиков, особенно у девочек лет 12, просто дикий восторг. Просят сфотографироваться, руки трясутся. Это началось после 500 тысяч подписчиков. Иду по «Гринвичу», и несколько человек всегда подходят. Это кажется сначала, мол, «ну что такое миллион подписчиков, я же их не знаю». Но когда понимаешь, сколько это человек… Это же как несколько стадионов, — говорит она.
Хейтеры у Екатерины тоже есть, и им порой тоже удается задеть за живое, но она воспринимает их как часть популярности.
— Хейтеры были на любом этапе. Люди недовольны жизнью, и они выливают это на тебя. Но я уже привыкла. Для меня они как бесплатное продвижение: чем больше про тебя говорят, тем ты круче — рассказывает наша героиня.
В предыдущих сериях проекта мы рассказывали про Алену Жигулину, которая в декрете продала свой байк, чтобы открыть свою ветеринарную клинику. А Татьяна Бердус после рождения четвертого ребенка вспомнила свою мечту стать стилистом и открыла нестандартное модельное агентство для людей с комплексами. Еще больше вдохновляющих историй о самых предприимчивых мамах читайте в нашем проекте «Бизнес в декрете».