Осень — это время, когда, согласно пословице, сухая грязь на дорогах превращается в мокрую. В старом Екатеринбурге из-за слякоти часто не то что пройти — проехать было невозможно. Историк Андрей Ермоленко рассказал, как в городе начали появляться нормальные тротуары и когда асфальт пришел на смену брусчатке.
Мы с вами давно привыкли к асфальтированным улицам и тротуарам и привычно ругаем город за осеннюю грязь, а ведь дороги с твердым покрытием появились в Екатеринбурге лишь в конце XIX века. До этого конные повозки на проезжей части месили городскую грязь и навоз, а пешеходы перемещались по грязным грунтовым тропинкам, в некоторых случаях — по дощатым тротуарам, какие сегодня можно увидеть в деревнях.
Если за состоянием дорог в центре города хоть немного следили, то окраины дореволюционного Екатеринбурга утопали в грязи. Вот как писал корреспондент газеты «Уральская жизнь» (28 июня 1902 года) об улице с «говорящим названием» — Болотная (сегодня — улица Большакова):
«Грязнее из грязных — Болотная: прошедшие дожди развели на ней такую грязь, что езда по этой улице стала невозможной. На дороге Болотной улицы есть такие места, где лошади уходят в грязь настолько, что их приходится вытаскивать с большим трудом».
В сентябре 1884 года в Екатеринбурге появились первые улицы с твердым покрытием. Массивными гранитными плитами покрыли улицы Вторую Набережную (современная улица Горького) и Госпитальную (современная Добролюбова). Позднее начали мостить и остальные центральные и значимые улицы города, а также тротуары. Для того чтобы конные повозки не выезжали на пешеходную часть дороги, тротуары отделяли от проезжей части гранитными столбиками.
С изменением статуса Екатеринбурга после революции (наш город стал центром губернии, затем — области) внешний вид города также стал меняться. Центр превратился в большую стройку, где дороги были вовсе не на первом месте. В частности, твердое покрытие (брусчатка) на главной площади Свердловска — площади 1905 года — появилось только в 1930-е годы.
Побывавший в Свердловске в 1932 году поэт Борис Пастернак так описал наш город:
«Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал».
Асфальт на большинстве свердловских улиц появился лишь к 80-м годам прошлого века. Причем в южной части города — на Вторчермете, Елизавете, Керамике — его срочно уложили после знаменитой аварии с выбросом спор сибирской язвы в апреле 1979 года.
Кстати, некоторые уложенные в дореволюционном Екатеринбурге гранитные мостовые пережили весь ХХ век и сохранились до наших дней. Пройти по старинным гранитным плитам сегодня можно на пешеходной части улиц Розы Люксембург (около усадьбы Железнова), на Пролетарской (возле дома-музея писателя Решетникова) и в некоторых других местах нашего города.
Согласны с автором?
Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко об истории Урала. Например, о том, как Свердловск едва не стал портом для дирижаблей, а крушение самолета под Нижним Тагилом изменило ход Великой Отечественной войны.