Город мнение «Окраины утопали в грязи». Историк — о разбитых улицах дореволюционного Екатеринбурга

«Окраины утопали в грязи». Историк — о разбитых улицах дореволюционного Екатеринбурга

Андрей Ермоленко рассказал, как горожане страдали из-за осенней слякоти

Так выглядел перекресток проспекта Ленина и улицы Тургенева в 1930 году
Источник:

Осень — это время, когда, согласно пословице, сухая грязь на дорогах превращается в мокрую. В старом Екатеринбурге из-за слякоти часто не то что пройти — проехать было невозможно. Историк Андрей Ермоленко рассказал, как в городе начали появляться нормальные тротуары и когда асфальт пришел на смену брусчатке.

Мы с вами давно привыкли к асфальтированным улицам и тротуарам и привычно ругаем город за осеннюю грязь, а ведь дороги с твердым покрытием появились в Екатеринбурге лишь в конце XIX века. До этого конные повозки на проезжей части месили городскую грязь и навоз, а пешеходы перемещались по грязным грунтовым тропинкам, в некоторых случаях — по дощатым тротуарам, какие сегодня можно увидеть в деревнях.

Улица Златоустовская (современная улица Розы Люксембург), начало XX века
Источник:

Если за состоянием дорог в центре города хоть немного следили, то окраины дореволюционного Екатеринбурга утопали в грязи. Вот как писал корреспондент газеты «Уральская жизнь» (28 июня 1902 года) об улице с «говорящим названием» — Болотная (сегодня — улица Большакова):

«Грязнее из грязных — Болотная: прошедшие дожди развели на ней такую грязь, что езда по этой улице стала невозможной. На дороге Болотной улицы есть такие места, где лошади уходят в грязь настолько, что их приходится вытаскивать с большим трудом».

В сентябре 1884 года в Екатеринбурге появились первые улицы с твердым покрытием. Массивными гранитными плитами покрыли улицы Вторую Набережную (современная улица Горького) и Госпитальную (современная Добролюбова). Позднее начали мостить и остальные центральные и значимые улицы города, а также тротуары. Для того чтобы конные повозки не выезжали на пешеходную часть дороги, тротуары отделяли от проезжей части гранитными столбиками.

Покровский проспект (современная улица Малышева), конец XIX века
Источник:

С изменением статуса Екатеринбурга после революции (наш город стал центром губернии, затем — области) внешний вид города также стал меняться. Центр превратился в большую стройку, где дороги были вовсе не на первом месте. В частности, твердое покрытие (брусчатка) на главной площади Свердловска — площади 1905 года — появилось только в 1930-е годы.

Побывавший в Свердловске в 1932 году поэт Борис Пастернак так описал наш город:

«Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал».

Асфальт на большинстве свердловских улиц появился лишь к 80-м годам прошлого века. Причем в южной части города — на Вторчермете, Елизавете, Керамике — его срочно уложили после знаменитой аварии с выбросом спор сибирской язвы в апреле 1979 года.

Гранитные плиты на улице Розы Люксембург
Источник:

Кстати, некоторые уложенные в дореволюционном Екатеринбурге гранитные мостовые пережили весь ХХ век и сохранились до наших дней. Пройти по старинным гранитным плитам сегодня можно на пешеходной части улиц Розы Люксембург (около усадьбы Железнова), на Пролетарской (возле дома-музея писателя Решетникова) и в некоторых других местах нашего города.

Согласны с автором?

Да
Нет

Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко об истории Урала. Например, о том, как Свердловск едва не стал портом для дирижаблей, а крушение самолета под Нижним Тагилом изменило ход Великой Отечественной войны.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
97
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления