Во второй половине прошлого века уральские заводы-гиганты нередко отходили от своей основной производственной линии и делали вещи, которые заполняли квартиры сначала свердловчан, а потом и жителей всего СССР.
Мы уже рассказывали, как стиральные машинки «Малютка» покорили советских женщин, а гарнитуры «Урал» и «Рябинушка» заполнили советские квартиры. А в этом материале — история пылесосов с патриотичным названием «Урал», которые маскировались под пуфы в домах свердловчан. Благодарим за предоставленные материалы Музей УЭТМ и лично директора музея Наталью Леонтьевну Рукавичникову.
Производить сложную бытовую технику в 70–80-х начали сразу несколько крупных свердловских заводов. Ориентировались при этом на иностранные аналоги, но их советские клоны должны были быть доступнее для граждан.
Так, пылесос, позже получивший название «Урал», подсмотрели у японцев. Один такой в Свердловск после командировки в Японию привез главный инженер завода «Уралэлектротяжмаш» Александр Казанцев.
— Свердловские инженеры-конструкторы опытный образец препарировали, изучили и обмозговали, как перенести его на местную почву с учетом ограниченного выбора материалов и комплектующих. Внесли и существенные ноу-хау: поработали над надежностью агрегата, поменяв местами двигатель, который у «японца» располагался снизу, и заборный клапан. Теперь шланг крепился снизу и больше не угрожал устойчивости пылесоса, — рассказывает Светлана Булатова, куратор выставки «Маленькие изделия больших заводов» Музея истории Екатеринбурга.
Первый «Урал» появился в 1973 году. Опытную партию собирали в экспериментальном цехе № 33. Параллельно проектировалось специальное оборудование, модернизировались конвейеры для передачи корпусных алюминиевых деталей, строился цех термопластавтоматов.
Плюсом «Урала» было еще и то, что не нужно было думать, где его хранить, — вместе с пылесосом продавался чехол из простеганного кожзама, который превращал агрегат в элегантный пуфик.
Еще больше плюсов «Урал» заработал, когда стало известно, что если надеть дополнительную насадку пылесоса на любую банку с краской или белилами, то агрегат можно использовать в качестве пульверизатора при покраске и ремонте. А некоторые умудрялись пользоваться пылесосом и в качестве фена.
За девять лет на заводе собрали миллион пылесосов. Юбилейный миллионный экземпляр был выпущен в 1982 году. Заработав надежную репутацию, «Урал» стал своего рода валютой — в 80-е и 90-е в обмен на него «Уралэлектротяжмаш» получал необходимые материалы и оборудование, а еще поговаривают, что сотрудникам завода могли выдать пылесос вместо зарплаты.
Но уже в начале 90-х «Уралу» стало тяжелее — пришлось конкурировать с импортной техникой, хлынувшей из-за рубежа.
— Если качество свердловского пылесоса нареканий не вызывало (что и говорить, многие «Уралы» в строю по сей день), то, с точки зрения дизайна и уровня шума, производимого миасскими и карпинскими двигателями, он безоговорочно проигрывал конкуренции. Но «УЭТМ» и не думал сдаваться. На смену «Уралу-3» пришел «Урал-9» с полностью пластмассовым корпусом в пяти различных модификациях, — рассказывает Светлана Булатова.
Новенький «Урал-9» можно было купить в нескольких цветовых вариациях: светло-серой, черной, красной, темно- и светло-зеленой, голубой, бежевой, темно-коричневой и сиреневой.
Чтобы разобраться с шумным двигателем, завод наладил сотрудничеством с НПО «Энергия», располагавшемся в городе Королёве.
— Они тоже выпускали — всем положено было выпускать — бытовую технику, но поступили проще: запустили пару спутников для японцев, а те им построили предприятие по японскому образцу, обеспечили их пресс-формами и материалами, построили поточную линию, которая изготавливала двигатели, нешумные, работавшие без сбоев. Я просил их отдать нам те агрегаты, которые не прошли испытания. А мы, дескать, их подмажем, «поцелуем» — они у нас и заработают, — рассказывал Василий Сулаев, который в 1996 году стал начальником конструкторского бюро перспективных разработок в отделе бытовой техники «УЭТМ». — Мы могли бы всё это сделать, умельцев у нас достаточно, но с японцами так и не договорились. Для испытаний, конечно, образцы нам предоставили, получилось очень хорошо — у меня до сих пор работает такой пылесос с японским двигателем. Но дальше не пошло.
Последние три «Урала» сошли с конвейера «УЭТМ» 19 августа 2003 года. Один из них подписали сотрудники цеха, и он стал экспонатом заводского музея, второй на правах реликвии был преподнесен старейшему работнику цеха, а третий — вы удивитесь — захоронили на территории цеха. На могиле установили мраморную плиту со следующей «эпитафией»: «Здесь покоится последний из пылесосов "Урал"». Память о тебе вечна в наших сердцах».
Отметим, что на волне успеха в те же годы на «Уралэлектротяжмаше» начали производить микроволновки и посудомоечные машины, но с ними как-то совсем не задалось — не было спроса.
— Мы подготовили макетный образец, провели испытания, даже построили корпус цеха для производства посудомоечной машины. Сейчас от него ничего не осталось. Но, к сожалению, машина как промышленное изделие не состоялась. Во-первых, народ не испытывал острой нужды — посуды было мало, и мыли вручную. Во-вторых, у нас не было бытовой химии, чтобы такие машины эксплуатировать, попросту нечем было бы мыть, — объясняет провальность идей Василий Сулаев.
У вас дома был пылесос «Урал»?
Снова увидеть «Урал» и другие экземпляры из прошлого, созданные «УЭТМ» и другими заводами гигантами, можно на выставке, которая до ноября проработает в Музее истории Екатеринбурга.