25-летний инженер из Екатеринбурга последние пять лет развивает студию озвучки столичного уровня. Рассказываем, как любовь к аниме помогла стеснительному парню преодолеть финансовые преграды, кадровые проблемы и почему редкий профессионал отказался от всех предложений переехать в Москву.
Михаил Феофанов — серьезный молодой человек, пять дней в неделю он работает инженером-электронщиком на заводе. Однако оставшиеся два дня он с не меньшей серьезностью посвящает азиатским сериалам и анимации, а именно — их озвучке в своей студии звукозаписи EkbDub.
Всё началось с того, как Михаил, тогда еще студент, решил посмотреть аниме «InitialD». Японского он не знал (впрочем, и сейчас не знает), так что пришлось долго и мучительно ждать, когда проект о японских гонках выйдет на русском языке. И он вышел. В одноголосой, картавой и шепелявой озвучке, подчистую лишенной актерского мастерства.
— После десяти минут просмотра я впервые очень захотел написать фандаберу (фанат, озвучивающий аниме. — Прим. ред.) что-то реально грубое, в стиле «бросай заниматься этим». Собственно, я закрыл видео, зашел в комментарии, начал печатать «автор, выпей яду»… И тут меня как током ударило. Я подумал: а зачем мне посылать негатив этому человеку, если я могу просто сделать лучше него? А потом выложить в ту же группу, и пусть люди сами увидят, как я заткнул его за пояс, — рассказывает Михаил.
Ну а дальше у студента, не имеющего ни средств, ни подготовки, начались проблемы. Для того чтобы выйти на приемлемый для себя уровень начитки, у него ушло три месяца ежедневных четырехчасовых тренировок. Из оборудования имелся лишь простенький офисный ноутбук, который едва тянул нужные программы, да микрофон, взятый у друга. Кабинку звукозаписи пришлось собирать из подручных материалов (в основном одеял) прямо в квартире родителей.
Будущих актеров озвучки Михаил искал вручную: открывал аниме-сообщества в соцсетях, находил людей из Екатеринбурга и писал им с предложением попробовать себя в «студии». Разослал более 2000 приглашений на пробы. Учиться было не у кого, так что работало всё на голом энтузиазме.
— В то время было довольно много фандаберов, которые что-то озвучивали, вели трансляции, часто общались с аудиторией. Я учился, наблюдая за ними, — делится инженер. — Я буквально сидел, смотрел их видео по много часов подряд и отмечал про себя: ага, там режиссер делает то-то и отдает такие-то команды, а на экране у него такая-то программа, значит, и мне нужно попробовать использовать такое же программное обеспечение. Потом осмелел и стал списываться с ними в чате. Не знаю, может, время тогда было другое, но мне шли навстречу, помогали, отвечали на вопросы. Я до сих пор очень благодарен этим людям.
На первом кастинге пришедшие увидели совсем не то, что ожидали. Вместо студии их ждал завешенный советскими одеялами уголок комнаты. Вместо опытного звукорежиссера — молодой, но придирчивый студент. На кухне попивали чай недовольные происходящим родители.
— У меня изначально были очень высокие требования к качеству выполняемого труда. Как к себе, так и к другим, — признаётся Михаил. — Многим людям кажется, что озвучка — это просто: пришел, наговорил в микрофон и ушел домой. Я же могу записывать одну и ту же реплику по полчаса. Особенно сложно было тогда, когда и мне, и актерам банально не хватало опыта.
Из первого кастинга в составе студии сейчас не осталось никого. Саму историю своего детища Михаил предпочитает отсчитывать с 2018 года — когда собрался нынешний состав голосов. Это четыре человека плюс несколько приходящих и уходящих.
— Изначально мы озвучивали японскую анимацию. Потом заметили, что популярность набирают азиатские сериалы — и вот сейчас трудимся над китайскими дорамами. Мне не нравится называть себя руководителем или директором, — утверждает основатель студии.
«Я — организатор. Мы выбираем, что озвучивать, сообща»
Выбрать новый проект — всегда небольшая проблема. Необходимо что-то, у чего еще нет нормальной озвучки, но при этом достаточно известное, чтобы люди это смотрели. Ориентируются при выборе на собственный интерес, на пожелания аудитории и на возможности голосов.
— Чтобы вы понимали, насколько это важно: однажды я несколько серий озвучивал сложного для меня персонажа, такого сурового пятидесятилетнего мужика, а мне в два раза меньше, — объясняет молодой звукорежиссер. — Для того чтобы делать голос низким и более-менее подходящим, мне было необходимо постоянно перенапрягаться. В итоге я заработал себе воспаление связок и лечился несколько недель.
Бывают со студией и куда более серьезные проблемы. У нее до сих пор нет своего помещения: одно время ютились дома у родителей, затем пытались снять гараж (не подошло), после — отдельную квартиру (пока пара актеров, которым она была доверена, не уехали вместе с ключами). Наконец ребятам удалось обжиться в студии звукозаписи, однако и с ней недавно пришлось расстаться.
— Для записи музыки и для озвучки фильмов нужна разная акустика помещения, а студии звукозаписи в нашем городе в основном заточены под первое. Можно снять обычное помещение, но не каждый хозяин разрешит кардинально его переоборудовать. Плюс есть вопрос денег. Очень острый вопрос, — объясняет суть проблемы Михаил.
Сейчас он временно разместил студию в своей собственной квартире. За прошедшие годы собралось оборудования на не одну сотню тысяч рублей — всё необходимое и достаточное для качественной озвучки. В планах — отбить эти затраты, но когда это удастся сделать, Михаил не знает и сам.
— Иногда бывают коммерческие заказы, но это чьи-то авторские проекты. У меня заказывала озвучку рекламного ролика одна очень крупная кулинарная сеть, сейчас я веду переговоры об озвучке аудиокниги, а ролик о Екатеринбурге, озвученный нами для друзей, однажды выиграл всероссийский конкурс. В конце концов, меня знают люди из индустрии звукозаписи, — без лишней скромности говорит о своем профессиональном уровне Михаил.
«Я мог бы уехать в Москву и устроиться там. Но у меня в Екатеринбурге родители, я не могу их оставить»
Есть и другие причины оставаться в городе. Главная из них — убеждение в том, что индустрия озвучки не должна замыкаться лишь на столицах. По словам Михаила, для того чтобы пробиться в этой индустрии, человеку из регионов нужно в пять, а то и в десять раз прыгнуть выше своей головы. Однако в Екатеринбурге, как и в любом городе России, тоже есть таланты, и студия озвучки, расположенная здесь, дает возможность им участвовать в проектах, не уступающих по качеству столичным.
— Для меня это больше, чем хобби. Хобби — это то, на что ты можешь временно подзабить. Я же в студию вложил уже слишком много денег, времени и сил, чтобы вот так просто это оставить, — говорит организатор.
Почитайте также историю легендарного киоска с шаурмой на Уралмаше — к нему выстраиваются часовые очереди, а покупатели приезжают даже на «Мерседесах». А еще мы рассказывали, как студент из Екатеринбурга стал бариста и «подсадил» на кофе всех своих родных.
Истории про маленький, но гордый бизнес мы собираем в специальном разделе.