1 сентября около полудня военная автоинспекция взяла под контроль дублер улицы Серафимы Дерябиной. По нему к дому прощаний «Вознесение» один за другим подъезжали автомобили. Во дворе дома рядом с микроавтобусами и машинами стояли солидные люди: большинство — мужчины, в пиджаках или в военной форме с приколотыми наградами. У девятерых с левой стороны груди сияли золотые звезды — ордена Героя России.
Все эти люди пришли, чтобы проводить в последний путь Романа Шадрина — героя Первой чеченской войны и одного из самых заметных менеджеров и общественников Екатеринбурга последних лет. Он скончался 30 августа в госпитале Росгвардии. Ему было всего 54 года.
Доносятся обрывки разговора:
—...куда-то бежим, несемся...
— Таких мало осталось...
Ровно в полдень двери ритуального зала открываются, мы заходим внутрь. Народу много, даже в просторном помещении очень тесно. Траурный зал не вмещает всех, кто пришел проститься: от генералов, действующих и в отставке, до суворовцев. Люди заполнили вестибюль, многие стояли в холле и на лестнице.
— Настоящий «батя». Искренний, отзывчивый, принципиальный, верный долгу человек, — рассказывает о покойном ведущая траурной церемонии. Она предлагает посмотреть фильм о Романе Шадрине.
Под песни «Кукушка» и «Батька-атаман» на большом экране показывают фотографии из архива. Молодой Роман Шадрин в штабе, с сослуживцами, на бронетранспортере во время службы в Чечне. В звании полковника во Вторую чеченскую кампанию. В полевой, повседневной, парадной военной форме, в погонах подполковника и генерал-майора. На встречах со школьниками.
Первых лиц на похоронах нет, но от имени полпреда выступает заместитель Александр Якушева Александр Калиберда, а от губернатора соболезнования передал министр общественной безопасности Александр Кудрявцев.
— Спасибо тебе, Роман. Ты очень много сделал для Свердловской области, для ее развития и для подрастающего поколения. Мы будем помнить тебя всегда, и прости нас за всё, — говорит Александр Кудрявцев.
Герой России Олег Касков вспомнил, что еще в 1998 году вместе с Романом Шадриным проходил обучение в академии, а позже встретился с ним в Екатеринбурге.
— Когда мы приезжали в разные города, нас встречали с открытой душой и всегда были ошеломлены нашими встречами [с молодежью]. Очень многие сегодня звонят со всей России, выражают соболезнования. Вечная память. Мы все помним и будем помнить. А Надежде Федоровне (вдове Романа Шадрина. — Прим. ред.) с Иваном (Иван Шадрин, старший сын генерала. — Прим. ред.) желаю крепости духа. Простите нас, — сказал Касков.
Роман Шадрин создал общественную организацию «Герои России», которая объединила всех обладателей этого звания в Свердловской области. Они встречались с молодежью и рассказывали им о своей жизни. Сегодня все они пришли на прощание с товарищем.
Герой России Игорь Родобольский не смог сдержать слёз.
— Роман Александрович — это честь, долг, совесть, уважение к людям. Это большая потеря для всего государства. Земля тебе пухом, Рома, — сказал он.
Генерал-лейтенант Владимир Горяйнов рассказал, как командующий Уральским округом Росгвардии Олег Козлов приезжал в больницу к Роману Шадрину:
— Они говорили о том, что он поправится и выйдет из больницы, но чуда не произошло.
Череду траурных речей продолжили и. о. командующего Росгвардии в Уральском военном округе Владимир Горяйнов, вице-спикер Гордумы Виктор Тестов, председатель гордумы Ирбита Павел Томшин, глава управления культуры администрации Екатеринбурга Илья Марков и другие. О главном даре Романа Шадрина, который раскрылся в нём на гражданке, сказал автор книги об уральцах — героях России Владислав Майоров.
— Кроме таланта командира у него был талант оратора, который умеет так говорить о войне, как никто другой. Его слушали и учителя, и школьники, и даже военные — с открытыми ртами. Его уход — огромная трагедия, — сказал Майоров.
После траурных речей солдаты роты почетного караула под мелодию песни «Вечный огонь» особым образом сложили флаг России, которым был укрыт гроб покойного. Отныне этот флаг — семейная реликвия, он будет храниться в доме Шадриных.
После гражданской панихиды и отпевания участники траурной церемонии перебрались на Широкореченское кладбище. Быстрее остальных сюда прибыл Виктор Бабенко, председатель правления свердловской организации «Российского Союза ветеранов Афганистана».
— Роман Александрович еще недавно участвовал с нами в автопробеге, а потом сообщил всем, что уходит немного подлечиться. Как оказалось, мы видели его тогда последний раз. Это был человек, у которого было множество планов. Он много работал, строил дом, воспитывал детей, то есть он жил и хотел жить. Я не знаю никого, кому он сказал бы плохое слово. Даже если ему что-то не нравилось, он всё это решал с улыбкой, — говорит Виктор Бабенко.
На Широкореченском кладбище тихо. Могила Романа Шадрина находится в глубине, рядом с другими ветеранами Вооруженных сил. Мужчина в пиджаке с красным значком на лацкане разговаривает по телефону, ожидая начала церемонии:
— А здесь хорошо. Тишина...
Тишину вскоре нарушают негромкие звуки духовых инструментов. Это разыгрываются музыканты военного оркестра. Рота почетного караула Центрального военного округа давно построена, и вот оркестр заиграл «Коль славен» — традиционный гимн, под который провожают в последний путь офицеров. Траурная церемония показалась на дороге, перед телом несли многочисленные награды Романа Шадрина. Гроб поставили на специальные поручни над могилой, и он медленно начал опускаться под гимн России и залпы оружейного салюта.
В мае этого года Роман Шадрин дал интервью E1.RU в прямом эфире на броне исторического танка. Также мы собрали пять ярких высказываний героя России — о семье, детях и войне. В 1995 году Шадрин командовал разведывательным батальоном, с которым сумел захватить здание Главпочтамта в Грозном. После этого он более суток удерживал позицию, держа оборону от сотен атаковавших боевиков. О тех событиях он рассказывал в другом интервью E1.RU.