Утром 30 августа на 55-м году жизни скончался Герой России Роман Шадрин. Он был депутатом городской думы, несколько лет работал директором парка Маяковского, а в последнее время возглавлял организацию «Герои России».
— Мне палец в рот не клади. Я могу довольно резко ответить. Меня можно критиковать, но нельзя оскорблять, — так говорил о себе Роман Шадрин.
Он неоднократно давал интервью E1.RU, в которых рассказывал о своей жизни и работе. Вспоминаем самые яркие его высказывания.
О войне
Роман Шадрин во время первой чеченской войны командовал 68-м отдельным разведывательным батальоном. Под его руководством в январе 1995 года подразделение захватило и удерживало более суток в неравном бою против нескольких сотен боевиков ключевой объект — здание главпочтамта. В 2019 году он рассказывал нашему порталу, что было самым страшным в той войне.
— Самое страшное — это первым через улицу перебегать, где Басаев был, когда мы главпочтамт брали. Я вспомнил все. Я бежал и думал: интересно, если пуля попадет, то это как? Слава богу, не попала, но страшно было, — вспоминал Роман Шадрин. — Мы бежали вдвоем — я и солдат Леша Шумихин. Мы с ним перебежали, захотели перекурить, но минут пять не могли сигарету зажечь, два коробка спичек изломали — руки так тряслись. Страшно было, когда у главпочтамта в меня стрелял снайпер и перед лицом пуля прошла, попала в стекло — и осколками мне бровь посекло. Я весь в крови и думаю: ну всё, убили.
О детстве
Роман Шадрин был потомственным военным. С такими планами на жизнь его и воспитывал отец, хотя сам Роман Александрович в детстве хотел быть художником.
— Папа очень хотел, чтобы я был военным, — воспитывал так. У меня отец был фронтовик 1926 года рождения, и получилось в жизни так, что дед тоже воевал — в Первую мировую, Гражданскую — и погиб в 1941 году под Клайпедой. Отец войну закончил в Венгрии в 45-м. У отца было семь классов образования, он из многодетной семьи, учиться некогда было, хотя позже окончил техникум заочно, но он мечтал быть офицером. Он меня с детства воспитывал, чтобы я был пограничником, но я сильно упирался, классу к седьмому он меня переубедил, — рассказывал Роман Шадрин. — До седьмого класса я хотел быть художником — я очень хорошо рисовал, а потом хотел быть строителем, как папа. Но отец меня переубедил, и после десятого класса я поступил в Казанское танковое училище.
О своих детях
Своих детей Роман Шадрин тоже воспитывал в строгости. У него остались дочь и четверо сыновей, младшему из них нет и года.
— [Я их воспитываю] так же, как меня воспитывал отец. Делаю это в строгости, без дури, показываю личный пример и стараюсь, чтобы мы всё делали вместе. Конечно, в первую очередь я для них отец, но также стараюсь показать, что я им друг и старший товарищ. Детей главное увлечь хорошими делами, чтобы им было интересно и они получали удовольствие от результата своего труда. Вот я им предлагаю — пойдемте на Пасху яйца вместе красить, давайте куличи вместе делать, и когда потом я им говорю: «Ребята, это сделали вы», — знаешь, как они счастливы? Говорят, папа, ты везде фотографии разошли, бабушке отправь! Купил «Кёрхер», чтобы машину мыть, дал им попробовать, потом еле отобрал. Я потом сказал — если что, парни, с голоду не помрете, на кусок хлеба заработаете. Я в детстве уже после третьего класса копейку зарабатывал. Один из четверых сыновей стопроцентно будет танкистом, — говорил Роман Александрович.
О парадах Победы
Роман Александрович Шадрин много говорил о войне, а также участвовал в Параде Победы, который прошел в этом году в Верхней Пышме: герой управлял танком.
— С одной стороны, людей [недовольных перекрытием улиц из-за парада] можно понять. С другой стороны, нужно учитывать, что все заранее знали о мероприятии и могли спланировать свой маршрут. В прошлом году из-за пандемии парад не проводили, в этом году сделали несколько репетиций, чтобы как можно больше людей могли посмотреть, так как доступа на площадь 1905 года 9 мая во время парада не будет. Во-вторых, мы живем в таком мире, что если мы не будем проводить такие мероприятия и забудем о своем прошлом, то нас просто растопчут, — говорил Герой России о важности парадов и о том, как на них реагируют люди.
О своей книге
Роман Шадрин часто публиковал военные заметки на своей странице в Facebook. А этой весной признавался, что планирует выпустить целую книгу.
— Диктовать — это одно, а писать самому — это совсем другое. Война не отпускает, особенно когда водочки выпьешь, начинаются эти воспоминания, потом ночью солдаты начинают сниться. Мне супруга лет шесть назад сказала: ты, когда выпьешь, всю ночь воюешь. Командуешь, стонешь. Я говорю: так солдат! А она отвечает: ты не пробовал писать об этом? Время-то идет. Я пытался диктовать — не то. А потом, полгода назад, торкнуло. Каждое утро вставал, писал, что-то потом исправлял. Кстати, многое вспомнил и сейчас сплю спокойно, — говорил Роман Шадрин. — Нынче книгоиздательство — больно дорогое дело. Мы нашли в Челябинске издательство, самое дешевое. Но это очень дорого. Получается, тысяча экземпляров — 350 тысяч рублей. Честно говоря, для меня это очень серьезные деньги. Друзья посоветовали открыть счет, говорят, всем миром скинемся. Так, наверное, и сделаю. Думаю, с миру по нитке за лето соберем и к 11 декабря, годовщине ввода войск в Чеченскую Республику, сделаем презентацию.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Роману Шадрину указом президента было присвоено звание Героя России. О боевом пути генерала мы рассказывали подробно в день его 52-летия.