Этим летом Екатеринбург пережил пожары и многодневный смог, аномальную жару и ливни, которые затапливали город. Урбанист и общественник Дмитрий Москвин в своей колонке объяснил, что стало причиной «экологического бедствия» в столице Урала и как это исправить.
Когда в ночное окно следом за пылью улиц, гарью от лесных пожаров влетает запах горящей больницы в Зеленой Роще, молчать нет никакого права. Лето 2021 года в Екатеринбурге войдет в летопись не только адовой жарой, но и:
Июньскими пожарами, когда за сутки пожарные выезжали по 250 раз на вызовы.
Августовскими горящими лесами, когда горожан звали волонтерами и перекрывали трассы.
Отсутствием результатов расследований, как мог так «удачно» гореть пух, сжигая деревянные дома, гаражи и прочие неудобные для планов застройки объекты.
Отсутствием выводов о развале системы охраны лесов и быстрого реагирования на ЧП.
К этому следует добавить уже окончательно очевидное: город вообще не готов к новым климатическим вызовам:
От палящего солнца на центральных улицах и во дворах новостроек негде спрятаться, деревьев нет, а значит, и тени нет.
Парки и скверы продолжают прорежать под видом благоустройства, новых не создают, зеленых аллей и бульваров больше не становится — а значит, нечему охлаждать улицы города в +37.
Разрушенная система ливневых стоков и полное отсутствие планов по строительству новой оборачивается потопами от любых осадков, а значит, дополнительным загрязнением улиц.
Нет ни новых поливальных машин, ни видимой работы по уборке улиц от многолетней пыли и грязи, мы обречены дышать всей таблицей Менделеева.
«Знаете, что-то мне кажется, что грань под названием "экологическое бедствие" город этим летом прошел»
Масштаб предстоящих совместных коллективных решений и действий колоссален. Но для начала надо уже научиться об этом говорить прямо. Тоже нехилая задачка для многих.
Поскольку мы не знаем наверняка, насколько регулярными будут экстремальные значения в будущем, сложно что-то прогнозировать и рекомендовать. Сейчас просто важно добиться, чтобы тактика по вырубке зеленых насаждений в городе прекратилась. «Давайте рубить тополя» должно стать архаикой. Обилие бетона и гранита там, где могут расти деревья и кустарники, должно уйти в прошлое. Пора всерьез решать вопрос с озеленением дворов, а не с нагромождением в них парковочных карманов и пластмассовых детских площадок.
«Если эти сюжеты не превратятся в центральную тему городской повестки, то "самый-самый город" постигнет судьба соседних Челябинска и Нижнего Тагила»
Отсюда начнется ощутимый отток людей прежде всего по причинам угрозы здоровью из-за отвратительной экологии. И главное, что надо помнить: дереву, чтобы превратиться в полноценный фильтр воздуха и разбрасывать обширную тень, требуются годы и годы, а в условиях города еще и уход, лечение, подпитка.
А значит, чтобы в 2035 году в Екатеринбурге дышалось чуть-чуть лучше, уже сейчас должны реализовываться новые подходы к озеленению города, отводу ливневых стоков, очистке реки и элементарной уборке улиц. Стать самым зеленым и самым чистым — чем не новая стратегическая программа для 300-летнего города?
Согласны с автором?