Пользуетесь ли вы «Госуслугами»? Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге» Максим Путинцев проверил, как работает портал при оформлении нового паспорта, и обнаружил несколько ошибок в работе сервиса.
«Госуслуги» — добро или зло? Как работает сервис: отвратительно, и его заслуженно ругают, или всё это наговоры недоброжелателей, не имеющие отношения к реальности?
Внезапно появилось что сказать на эту тему. Итак, в июле мне неожиданно исполнилось 45 лет, о чём меня оповестили не только родные и друзья, но и «Госуслуги». Они же напомнили, что мой паспорт превратился в тыкву, мне дают месяц на получение нового и я могу воспользоваться этим чудесным сервисом. Без особых раздумий я так и поступил.
Написал заявление на получение нового паспорта, что заняло у меня примерно минуту. «Вот это класс!» —подумал я. «Как всё быстро и удобно», — подумал я. «Не спеши», — подсказал мне опыт.
Как выяснилось, 45 лет я прожил не зря — понял кое-что. Спустя непродолжительное время «Госуслуги» сообщили, что такого-то числа в такое-то время меня ждут в паспортном столе по такому-то адресу.
«Туда мне надо принести кучу документов, включая свидетельство о браке и о рождении детей, которым еще нет 14-ти»
Честно скажу, я так и не понял, зачем всё это куда-то тащить: у госорганов инфы про меня — вагон и маленькая тележка. Те же «Госуслуги» прекрасно знают и о семейном положении, и о детях, и много о чём еще. Ну ок, видимо, это дань традиции — таскать всюду бессмысленные бумажки.
Дальше возникла проблема посерьезнее. Чтобы получить паспорт, надо оплатить госпошлину аж в 300 рублей. Так вот: выяснилось, что через мобильное приложение «Госуслуг» это сделать нельзя: квитанция не формируется, и всё тут.
«Интересно: автомобильные штрафы оплачивать можно, а госпошлину нельзя»
Совершенно случайно, методом ненаучного тыка, я выяснил, что квитанцию все-таки можно сделать, но не в приложении, а только через браузер и только в ручном режиме, опять вбив в соответствующие строчки кучу сведений о себе.
Радостный, я пошел в Сбер квитанцию оплатить (через онлайн-банк это оказалось сделать невозможно, потому что на этой квитанции не сгенерировались ни QR-код, ни УИН, поэтому только ножками). И тут меня ждало еще одно открытие. Оказывается, оплатить квитанцию в Сбере можно либо наличными, которые я, разумеется, с собой не взял, либо только картой этого же банка, которой у меня нет (привет, телефонные мошенники, звоните еще). Ну вот так у них заведено.
Ок, там же снял наличку через банкомат, заплатил. Следующий этап — подача документов (старый паспорт, фото, свидетельства разнообразные и т. д.) в полицию. Проявив недюжинную пунктуальность, пришел в паспортный стол за 15 минут до назначенного времени. Никого. Стучусь в кабинет, спрашиваю: могу ли сдать документы? В ответ: вам на сколько назначено — во столько и зайдете. Ну ок, посидел 15 минут, не переломился. За эти 15 минут ни одного посетителя не появилось. И да, вся процедура заняла ровно минуту. Почему нельзя было всё сделать сразу — решайте сами.
«Видимо, государственный сервис не должен быть излишне клиентоориентированным. А то нам понравится, расслабимся и забудем, в какой стране живем»
Сегодня — спустя сутки — у меня новый паспорт. Получение заняло опять-таки минуту. Идеально. В целом система работает неплохо, но отдельные нюансы (косяки) удивляют, бесят, а главное, оставляют недоумение: почему так? Хотя классик уж 200 с лишним лет назад писал: не дает ответа Русь…
Удовлетворяет ли вас, как работает сервис «Госуслуги»?
В марте президент пообещал, что большинство госуслуг будут доступны онлайн через три года. Иногда «Госуслугами» прикрываются мошенники, а у одной из жительниц Екатеринбурга однажды угнали аккаунт.