За последние 70 лет Екатеринбург (в советское время — Свердловск) изменился до неузнаваемости. На месте деревянных домов выросли высотки, а на территории старых заводов появились целые жилые кварталы.
Большинство микрорайонов Екатеринбурга, которые мы теперь знаем, появились уже после Великой Отечественной войны. К счастью, сохранилось много фотографий того, как выглядел старый город и как он менялся буквально на глазах у наших родителей, бабушек и дедушек.
В день рождения нашего города мы отправляемся на виртуальную прогулку по районам черно-белого Екатеринбурга.
Центр
В послевоенном городе начинался строительный бум, и под натиском новых жилых кварталов деревянный Свердловск постепенно уходил в историю. Краеведы и научные работники музеев считают, что именно поэтому фотоотчеты тех лет были выполнены так детально — чтобы всё зафиксировать для потомков. Очень разумное решение.
ЖБИ
Жилой район за Малышевским мостом рождался дважды — в пятидесятые и восьмидесятые годы. Сперва там развернулась комсомольская стройка завода железобетонных изделий (отсюда и название). Его возводили силами тысяч рабочих, для которых пришлось строить деревянные времянки. Они образовали поселок.
В конце 70-х ЖБИ начали застраивать жилыми высотками между Сиреневым бульваром и Панельной, а в мае 1978 года произошло событие, определившее облик района на десятилетия вперед: землю на востоке Свердловска решили отдать под возведение молодежного жилищного комплекса «Комсомольский».
Ради МЖК свердловчане даже увольнялись с заводов и предприятий торговли, получали строительные профессии и с воодушевлением шли месить бетон, трудиться крановщиками и сварщиками. Это был их шанс получить жилье без необходимости ждать несколько лет в очереди.
Сортировка
Этот район возник в годы первой пятилетки, когда развивалась железнодорожная сортировочная станция. Интенсивно Сортировка начала строиться в послевоенные годы. По улице Минометчиков, проспекту Седова и Технической были построены жилые кварталы, вместе с ними — школы, детские садики, почта, магазины и прочая инфраструктура.
Большая часть населения Сортировки работала на железной дороге, которая в то время носила имя комиссара Лазаря Кагановича (а сам Железнодорожный район — Кагановичский). Постепенно в состав Сортировки (сначала Старой, а потом и Новой) вошли кварталы и поселки, находящиеся в непосредственной близости от железнодорожной линии: Красная Звезда, Семь Ключей, Горнозаводский.
Уктус
В XX веке Уктус вошел в состав Свердловска, но еще очень долгие годы сохранял чисто сельский облик — там было много частных деревянных домов и дач. Только начиная с 1960-х годов в этом районе началось строительство четырех- и пятиэтажных домов, в основном на улицах Щербакова и Самолетной.
А еще Уктус известен своим аэропортом. В 1923 году участок возле поселка стали использовать как аэродром. Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека. Пик пришелся на семидесятые годы, когда аэропорт обслуживал ежедневно до полусотни рейсов. С Уктуса взлетали кукурузники Ан-2 и вертолеты Ми-2 и Ми-8.
Вторчермет
История Вторчермета началась с поселка «Мясохладстроя», который возвели при мясокомбинате. Когда грянула Великая Отечественная война, по соседству начали возводить также завод вторичной переработки металлов. Он был введен в строй в 1942 году.
Строительство нового предприятия велось совместно с рабочими киевского Вторчермета, эвакуированного на Урал. Именно это название и закрепилось за районом на долгие годы.
Изначально Вторчермет застраивался жилыми зданиями в 2–3 этажа. Так требовал действовавший в то время генеральный план города. Четырех- и пятиэтажные здания пришли на Вторчермет уже в 50–60-е годы, когда началась массовая застройка.
Все серии нашего проекта «Неизвестный Свердловск» смотрите по этой ссылке. В том числе мы рассказывали, как застраивались кварталы возле железнодорожного вокзала и как появился «город в городе» — микрорайон Химмаш.