На днях в Екатеринбурге из-за фестиваля «Атмосфера» закрылась парковка на главной центральной площади. Оставить машину здесь будет нельзя почти месяц — до 26 августа.
Мы спросили у читателей E1.RU, как они относятся к появлению сада на месте парковки, и большинство высказалось за эту идею. Инженер, руководитель группы планирования общественного транспорта Юрий Сурнин в своей колонке объяснил, почему такой результат голосования — это наша новая реальность.
Вот какой прорывающийся на поверхность факт сегодня приметил: внезапно более 75% горожан (сейчас уже больше 77%. — Прим. ред.) готовы отказаться от огромной парковки на главной площади Екатеринбурга. Свет на это пролил опрос E1.RU относительно разбиваемого в данном месте сада. Жителей спросили: хотели бы они оставить сад и далее или же парковка им милее. И вот оказалось, что воевать за асфальтовое парковочное поле готов лишь каждый шестой. Три человека из четырех однозначно делают выбор в пользу сада. Остальные равнодушны к данной теме и готовы подстроиться под любое решение.
На мой взгляд, вопрос вполне себе из разряда тех, что задают гражданам на индивидуальных глубоких интервью, проявляющих всю полноту рельефа отношения людей к той или иной проблеме. И вот здесь, как мне кажется, очень ярко подсвечивается вариация истинных представлений о должной структуре перемещений по городу у его горожан или как минимум при перемещении в центр и внутри него.
Достаточная абстрагированность формулировки непосредственно от темы транспорта позволяет мыслить не о существующих трудностях в перемещении по городу, а о том, какими они (эти перемещения) могли бы быть в идеальном представлении жителей. И вот выясняется, что для того, чтобы добраться до центра города, где сконцентрированы все основные активности, более 75% готовы принять то, что у них не получится удобно припарковаться, и это со всеми вытекающими. А это значит, что эти люди потенциально готовы в некой абстрактной ситуации воспользоваться идеализированным общественным транспортом, такси, приехать на велосипеде или самокате.
Разумеется, здесь нужно оговориться, что результат получается достаточно радикальным в силу специфики вопроса, и часть людей отвечает, осознавая возможность припарковаться на смежных территориях. Но даже с учетом этого нельзя сказать, что проавтомобильную позицию в таком вопросе занимает большинство.
К чему я это всё? В профессиональных кругах все еще очень много коллег-транспортников, которые считают, что машинки есть наше всё, а на общественном транспорте или велосипедах ездят только отшибленные и нищие. При этом у них нет понимания того, что маятник сейчас достаточно сильно качнулся в сторону избыточного автомобилепользования, в то время как в сбалансированной транспортной системе роль индивидуального транспорта значительно меньше.
К сожалению, дальше происходит следующее: постулируется то, что все, кто ездит не на машинках, ненормальные и никаких попущений этому девиантному народцу давать нельзя. Хотите трамвай? — обождите, автобан и развязки важнее. Решили нарисовать выделенную полосу? — расширяйте дорогу сначала.
«Если речь идет о создании каких-то зон сугубо под движение общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов, то это уже приравнивается к фашизму»
Очень обидно, что коллеги в подобном угаре забывают, что мы живем в разнообразном мире, причем в нарастающем разнообразии, в том числе в сфере транспорта. Это дискомфортно. Конечно, удобно при этом думать, что я и есть норма, что норма — это я, все такие, как я, а кто не такой, как я, — какие-то больные, ненормальные, необразованные, неправильные и надо бы их как-то поучить уму-разуму. Но, увы, такой нормы нет. Норму давно отменили.
Нужно находить общий язык. Это сложно, потому что надо слушать других и искать компромиссы, уступать и мириться с тем, что лично тебе не нравится. Но это и есть рациональный путь к коллективному согласию и удовлетворению.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали, как изменится площадь 1905 года на время проведения фестиваля «Атмосфера». Вечером 1 августа парковку обнесли забором и начали завозить туда деревья. Что будет с площадью после фестиваля, мы рассказывали в этом фоторепортаже.