На этой неделе Андрея Хлыбова с шестилетней дочкой должны были выселить из квартиры. Из-за долга по кредиту в Сбербанке у екатеринбуржца через суд забрали жилье. Мужчина, несмотря на инвалидность, много лет развивал свою ферму в Челябинской области, взял у банка заём на покупку скотины и техники, но некоторое время не оплачивал долг.
Андрей узнал, что квартира ему больше не принадлежит, уже после судебного решения — 31 декабря 2019 года по СМС. Полтора года он пытается вернуть свое жилье, но квартира уже была продана на торгах другому владельцу.
28 июня Андрею пришло письмо от приставов. От семьи потребовали в течение трех дней освободить квартиру. К тому моменту к проблеме уже подключилась уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, которой удалось договориться с приставами отсрочить исполнение судебного решения.
— Состоялась первая встреча. Очень непростая ситуация у семьи. Я считаю, что банкам нужно предупреждать и ставить в известность клиента о том, что он может остаться без дома. Можно сколько угодно говорить, что человек сам виноват, если не платил долг по кредиту, но у банков тоже должна быть ответственность, — отметила омбудсмен. — Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно проводить реструктуризацию задолженности. Мы постараемся сохранить этой семье квартиру, найти если не юридические, то моральные основания для решения конфликта.
Также омбудсмен подчеркнула, что в банковской системе нужны изменения, потому что в данный момент жители могут легко потерять свою собственность, когда берут кредит.
Правозащитник, бывший председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов в беседе с E1.RU подчеркнул, что, согласно решению Конституционного суда, у человека не могут отобрать единственное жилье. Банк в случае изъятия квартиры должен предоставлять другое жилое помещение. Однако у Андрея не тот случай: мужчина официально был прописан в квартире старшего сына, поэтому собственное жилье екатеринбуржца не считается единственным.
— История драматическая, нужно разбираться в обстоятельствах, ему нужно помочь. Я убежден, что лучше всего с этой задачей справятся правозащитные организации и структуры, смогут помочь ему отстоять права и сохранить достоинство. Тем более что в Свердловской области эти организации сильные, — считает Федотов.
С коллегой согласился директор московской коллегии адвокатов Дмитрий Аграновский. Эксперт рекомендует в подобных ситуациях обращаться к правозащитникам, которые обладают юридическим образованием и смогут помочь разобраться в проблеме.
— Можно жаловаться омбудсменам, обратиться в прокуратуру, лучше всего отправить обращения во все возможные инстанции. Это не дает стопроцентной гарантии, что проблема решится, ведь уже есть решения судов и закон, скорее всего, не на стороне Андрея, но может произойти чудо, — пояснил Аграновский. — Я бы посоветовал попробовать обратиться к главам партий, скоро выборы, и все стараются помочь избирателям. Предвыборный период — это единственный момент, когда власть нас слышит и становится необычайно деятельной.
Читайте историю Андрея Хлыбова, где он рассказал, как пытается вернуть жилье. Ранее помочь екатеринбуржцу также обещал уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков.
Также мы рассказывали об ипотечниках, которые внезапно оказались бездомными. Эксперты объяснили, почему банки отправляют людей на улицу даже с небольшим долгом.