Рядом с крупными торговыми сетями и фруктовыми киосками в летнее время располагаются они — продавцы ягод с огородов и дачных участков. Чаще всего это пенсионеры, и их заработок зависит не только от делового везения, но и от того, гоняют их в этот день или нет.
Мы прошлись по трем стихийным рынкам Екатеринбурга и узнали, сколько денег придется выложить за стаканчик с ягодами и можно ли заработать на таком нехитром бизнесе.
— У меня одна сторона тела не работает, как мне на 8 тысяч жить, подскажите? Поэтому продаю, на хлеб зарабатываю, — пожаловался пенсионер Михаил Амиров. Его выручка за день — всего 200–300 рублей. Он собирает лесные ягоды и продает во Втузгородке.
— К нам приходят и говорят: «По закону вы не можете здесь продавать», — говорит сосед Михаила. — Мы спрашиваем: «А где тогда можем?» — «Вот на ЖБИ есть места». Нас отсюда выгоняют, когда едет мэр или когда приезжает правительство. А то они не знают, как народ живет.
Есть и более успешные пенсионеры. Маргарита Герасимовна торгует ягодами из своего сада. Она выставляет на прилавок всё лишнее с урожая, продавая стаканчик крыжовника или смородины за 130–150 рублей. Самый большой ее заработок за день был 8 тысяч рублей.
— Это оправдывает только дорогу. Я здесь живу, а сад у меня в Каменском, — объясняет женщина. — Иногда бывает, что весь день простоишь, пока всё купят. Что лишнее с урожая получается, то и продаю. А кто-то целенаправленно приезжает: вот женщина, у нее всего много.
Рядом торгует пенсионерка Алевтина Львовна. Ее план — как можно больше заработать за лето, чтобы отложить про запас.
— Малина — 180 рублей за стакан, вишня — 150 рублей за литр, 80 за стакан, белая смородина — 50, красная смородина — 70, земляника — 200 рублей стаканчик, очень сладкая, я уже продала много, — рассказала Алевтина Львовна. — У меня участок 15 соток. В день бывает от тысячи до пяти тысяч рублей, всегда по-разному. Хоть какая-то прибавка к пенсии. Она у меня 15 тысяч, вот мы летом зарабатываем, чтоб зимой как-то существовать. За лето получается отложить примерно 50 тысяч.
Женщина жалуется, что администрация Кировского района приходит и разгоняет всех, грозит штрафом в 3 тысячи рублей на первый раз, далее повышает штраф до 5 тысяч рублей. Все расходятся, но потом снова возвращаются.
В Пионерском поселке мы тоже обнаружили небольшой стихийный рынок. Здесь рядом с ларьком свое добро продает пенсионерка Лариса.
— Здесь вот ягоды по 50, здесь — по 200, яблоки — 100. Всё мое, всё с огорода, мы с мужем вдвоем что-то консервируем, что-то на компот. Что лишнее остается, то и продаем, — объясняет она. — В том году у меня выручка по 8 тысяч выходила, а сейчас из-за неурожая — по полторы-две. Люди уже знают меня, доверяют и покупают, поэтому ухожу всегда пустая.
На эльмашевском трамвайном кольце есть специальные крытые лавочки со столами и неприметными надписями «Для пенсионеров». Сюда могут приходить пожилые торговцы. Антонина Геннадьевна тоже выращивает всё на своем дачном участке. Что не берет себе, то выставляет на прилавок.
— Плохо у нас торговля идет, все у них покупают, а до нас не доходят, — говорит пенсионерка, показывая на овощные ларьки. — А мы тут сидим под ветром, еще и дождь сегодня. Со своих огородов всё лишнее продаем: вишня сладкая, как черешня, по 150 рублей за ведерко. Лук и петрушка — по 25 рублей за пучок. Чайный гриб — по 100 рублей.
Чтобы законно продать несколько ведер помидоров или ящик винограда, дачникам и собственникам загородных домов не нужно быть индивидуальными предпринимателями. На рынках для них есть «социальные места», они ни за кем не закреплены и оставлены специально для садоводов. Использовать их можно бесплатно, но желающих всегда много, поэтому рекомендуется заранее узнать, где именно они находятся, и прийти пораньше.
Можно ли подзаработать на продаже ягод, мы выясняли у уличных торговцев. Также мы узнали, где лучше искать грибы этим летом.