Глава Екатеринбурга Алексей Орлов 23 июля дал поручение приступить к демонтажу ограждений, которые не несут функцию обеспечения безопасности и загромождают городское пространство. Составлен реестр из 254 объектов общей протяженностью 73 километра.
Решение оценили в фонде «Городские проекты». Руководитель екатеринбургского отделения организации Александр Свалухин прокомментировал новость в своей авторской колонке и рассказал о дальнейших перспективах «раззаборивания».
Наконец-то это свершилось!
Принято знаковое для Екатеринбурга решение. Наш город станет удобнее и красивее без ненужных заборов. Освобожденные от лишних ограждений улицы станет проще и дешевле убирать от грязи и снега. Местный бюджет в перспективе сэкономит сотни миллионов рублей, которые больше не нужно тратить на содержание заборов.
Эти деньги стоит направить на новые «зебры» (их нужно примерно 600), меры по успокоению трафика, освещение, развитие велопешеходной инфраструктуры, столбики для защиты тротуаров и газонов от машин (мы насчитали 2000 таких мест), развитие общественного транспорта и устойчивое озеленение (деревья, кустарники, многолетники).
Хочу обратить внимание: на некоторых участках после демонтажа пешеходных ограждений может возникнуть риск парковки на газонах и тротуарах. Это рабочая ситуация, которая решается установкой аккуратных антипарковочных столбиков через каждые 1,5 метра либо сохранением в таких местах столбиков-опор, которые раньше были частью этого самого забора. Также для защиты от хамской парковки на тротуарах можно использовать кадки с растениями и велопарковки, а на газонах — деревья или живую изгородь.
Как убрать вообще все заборы?
73 километра — это примерно 1/3 всех пешеходных ограждений, установленных на улицах нашего города (согласно прошлогоднему постановлению «О закреплении объектов улично-дорожной сети и зеленого хозяйства».) Таким образом, после демонтажа на наших улицах останется более 150 километров ограждений, которые пока что являются обязательными по ГОСТу.
Можно ли и с ними что-то делать? Можно. Тот же ГОСТ Р 52289–2019 (пункт 8.1.29) разрешает вместо пешеходных ограждений применять газоны (шириной более одного метра) либо сплошную посадку кустарника. Прекрасный вариант использования кустарников вместо заборов можно увидеть на улице Энгельса (участок между Гоголя и Горького). Эстетично и соответствует ГОСТу. То есть если Екатеринбург захочет полностью избавиться от заборов, можно при подготовке проектной документации предусматривать их замену на газоны или кустарники для всех будущих ремонтов и реконструкций улиц.
Кстати, в этом году ожидается введение нового ГОСТ Р «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». В его шестом разделе говорится, что пешеходные ограждения на закруглениях перекрестков и в зоне парковочных мест перестанут быть обязательными. Таким образом, реестр для второй волны демонтажа лишних заборов можно начинать готовить уже сейчас.
Тем не менее 185 миллионов заложено на новые заборы к 2030 году.
Да, это не опечатка. Мы изучили свежий проект КСОДД 2021–2030 (комплексная схема организации дорожного движения) и обнаружили, что Екатеринбургу грозит новое «озаборивание». Разработчики этого стратегического проекта планируют потратить 185 миллионов рублей из городского бюджета на установку новых дорожных ограждений. Предполагаю, что эти планы могли перекочевать в новый КСОДД из документа 2019 года, который создавался еще до обновления ГОСТов.
Какого именно типа будут эти ограждения, в проекте не уточняется. Если барьерные ограждения (отбойники) — то это вещь нужная для мостов, ЕКАД и скоростных трасс. Но если же речь идет о новых пешеходных ограждениях, то план финансирования проекта стоит скорректировать, чтобы он не противоречил политике «раззаборивания», которую проводит глава Екатеринбурга.
Заслуживает внимания и тот факт, что в этом стратегическом документе на организацию новых нерегулируемых переходов выделяется всего 1,7 млн рублей, «размазанных» на 10 лет. Это в 109 раз меньше, чем на дорожные ограждения.
На выделенки для общественного транспорта закладывается побольше: 11,5 млн рублей, которые тоже «размазаны» на 10 лет. Это в 16 раз меньше затрат на ограждения.
Похоже, это тот самый случай, когда стоит пристальнее взглянуть на городские приоритеты.
Согласны с автором?
Ранее Александр Свалухин уже рассказывал о бесполезности «кладбищенских оградок» вдоль дорог и почему их надо убрать. О намерении демонтировать заборы мэр Орлов заявил во время объезда города в начале июня.