Основатель ювелирного бренда Наталья Брянцева из Екатеринбурга в интервью «Новой газете» рассказала, зачем создала подвеску «Иноагент», и объяснила, почему важно выражать свою позицию.
Наталья Брянцева — основательница ювелирного дома Avgvst с производством на Урале. Шоурумы есть в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. После того как Минюст РФ признал фонд «Насилию.нет» и издание «Медуза» иностранными агентами на территории России, бренд решил выпустить изделия с надписью «Иноагент». Прибыль от продаж отправят обеим организациям.
— Иногда мне кажется, что гражданская позиция, которую отстаиваем, лишь следствие моей наивности, романтического юношеского максимализма, хотя мне уже лет немало, — пояснила Наталья Брянцева. — Искренне не могу понять и принять мир, когда ты не можешь высказать мнение по какому-либо поводу. В последнее время говорить становится все страшнее. Я понимаю, что в каких-то случаях лучше воздержаться, пытаюсь придумывать шифры и микронамеки, чтобы моя аудитория поняла, о чем речь. Но необходимо продолжать высказываться в рамках закона, во что бы то ни стало защищать тех, кто нуждается в нашей защите. Просто делать это нужно не оголтело, а более осмотрительно.
Она пояснила, что ее компания не занимается оппозиционной деятельностью.
— Мы хотим, чтобы люди знали нас, уважали за классный дизайн, а не за гражданскую позицию, — подчеркнула Наталья Брянцева. — Но, когда происходит нечто, мимо чего ты просто не можешь пройти… Ты строчишь в ночи какой-то пост, мол, ребята, надо поддержать гибнущего человека. Или, ребята, давайте поддержим медиа, которое прессуют. Или давайте вспомним, что ЛГБТ-люди существуют и они классные. Это же и нам самим нужно. Мне хотелось своим примером дать импульс другим бизнесам. И мне кажется, кто-то, глядя на нас, тоже начнет высказываться.
Она добавила, что предзаказ на подвески «Иноагент» был приостановлен из-за большого спроса.
— Нам пришлось остановить предзаказ, чтобы не превратиться в фабрику по производству «иноагентов», не подвести по срокам людей, уже сделавших заказы, — уточнила Наталья Брянцева. — Людям сейчас нужен способ безопасно выразить свою позицию. Писать в фейсбуке страшно, выходить на площадь страшно, а носить маленькую штучку, которая говорит о том, что ты думаешь, — важно.
В разговоре с корреспондентом E1.RU Наталья Брянцева отметила, что после анонсирования подвесок с надписью «Иноагент» в ее адрес не было негативных комментариев и угроз. Она также подчеркнула, что изготовление таких украшений не является высказыванием гражданской позиции.
— Мы не занимаемся агитацией, мы делаем ювелирные украшения, — подчеркнула наша собеседница.
Российское Министерство юстиции включило издание «Медуза» в список «иностранных агентов» в конце апреля. Позже Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан (признаны в России иноагентами), а также общественное движение «Штабы Навального» признали экстремистскими организациями.
Чтобы не запутаться в терминологии, юрист Юлия Федотова разобрала, кто такие иноагенты, а также запрещенные и нежелательные организации в России.