Замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов в большом интервью E1.RU рассказал о большой реформе общественного транспорта, ответил критикам новых развязок и благоустройства, а также анонсировал расширение улицы Щербакова.
Про общественный транспорт
— Для чего вы решили изменить нумерацию городских автобусов?
— Замена маршрутов и их номеров — это только часть реформы, основное впереди. Пока мы заменили 24 номера маршрутов, а вообще планируем сквозную нумерацию.
Первые двадцать номеров будут трамвайные маршруты, потом троллейбусные и автобусные.
«В принципе, это мировая практика, везде так сделано, это удобно»
Когда появятся электробусы, как граждане будут различать по внешнему виду, троллейбус это или автобус? Допустим, что-то случится с энергоснабжением. Троллейбусы не смогут ходить, и перевозчик может запустить автобусы с тем же номером по маршруту троллейбуса.
Если мы вступаем в концессию, нам предстоит поменять порядка 80% всех трамвайных рельсов, и трамваи на время ремонта тоже будут заменять автобусами с тем же номером. К этому и готовимся. Горожане не видят всё целиком, а у нас есть план [реформы], который мы поэтапно выполняем.
— Что вы сделали, чтобы горожане не путались в первый день после изменений?
— Практически на всех конечных остановках и на промежуточных, где пустили 24 маршрута, разместили информационные листы. Другой вопрос, что у нас есть «активные» горожане, которые почему-то любят забирать это все домой. Во всех гортрансовских и коммерческих автобусах висят информационные листы. Мы провели масштабную работу с информационными гигантами, с тем же «Яндексом». Он должен на карте показывать новые маршруты с первого дня реформы, хотя в первые дни возможны и сбои.
Понятно, что есть некоторые консервативные граждане [которые будут возмущены переменами]. Мы ожидали всплеск недовольства, но я надеюсь, что всё пойдет по намеченному плану.
— В 2017 году Евгений Липович планировал похожую реформу, когда за один день должна была полностью поменяться сетка общественного транспорта. И эта реформа как раз не состоялась из-за того, что перемены посчитали слишком резкими.
— С такой аналогией не согласен. Там всё было по-другому. Мы двигаемся небольшими шажками. В результате должны получить картину общественного транспорта как в Москве. Если хотите увидеть, к чему мы стремимся, то тогда давайте съездим в Москву, посмотрим, как там всё это выглядит.
Действующая система не очень удобна. Я в детстве ездил на 18-м автобусе. Потом долгое время не пользовался общественным транспортом, и когда вдруг увидел маршрут № 018, сам запутался. Эту неразбериху все равно надо было убирать.
— В этом году выделенные в Екатеринбурге трамвайные пути не обособляют, хотя мэрия планировала, что будет делать это. Когда начнутся работы?
— У нас есть план по обособлению, который мы должны подкрепить финансово. Пока для выделения трамвайных путей мы ставим камеры и знаки. Прекрасная практика сложилась на Ленина: по трамвайным путям от улицы Вайнера до Московской уже почти не ездят. Думаю, мы этот план затвердим и в 2022 году начнем активно им пользоваться. Потому что обособлять пути физически гораздо дороже и сложнее, чем [ограничивать проезд] финансово.
«Хочешь поехать по трамвайным путям — пожалуйста, просто это будет недешево»
— Проект новой развязки у «Калины» критиковали. Говорили, что она неудобна для пешеходов и велосипедистов.
— Ну, во-первых, мы же развязку строим не в чистом поле, а «втыкаем» ее в существующую застройку. Поэтому мы внимательно рассматривали проект, в том числе и с общественниками, которые его критиковали. Но даже хорошие предложения в проекте не всегда можно учесть. Есть нюансы: где-то сети лежат, которые дорого передвигать; где-то здания стоят, не будешь же их сносить. И я не очень понимаю: ну, построим мы развязку, например, с велодорожкой. А куда пойдет эта самая велодорожка? У нас от моста на «Калине» не построены велодорожки ни в ту, ни в другую сторону.
Или давайте посмотрим, как пользуются велодорожками, которые, например, на Макаровском мосту [там пешеходы нередко выходят на полосу для велосипедистов].
— В Москве есть ночные маршруты общественного транспорта. В Екатеринбурге в 21:30 уже тяжело дождаться своего трамвая или автобуса. Почему бы не продлить работу общественного транспорта хотя бы до полуночи?
— Честно говоря, у нас есть отдельные ночные маршруты, которые работают после нуля часов. Но их мало. В основном общественный транспорт работает до 23:00. Можно сделать всё что угодно, просто кто будет платить за всё? Это на самом деле вопрос тех затрат, которые может понести бюджет.
— После больших мероприятий горожан ночами развозят по домам на автобусах…
— В этом случае есть пассажирский поток. Люди уезжают, покупают билет. Фактически это финансируется за выручку. Я сам ездил на троллейбусе поздно вечером. В салоне сидит один человек, кондуктор — и все. Я не скажу вам точно, насколько это затратно. Но запускать такие маршруты можно только за счет бюджета.
— Есть нарекания к работе новых стационарных валидаторов. Пассажиры часто жалуются, что они зависают. Почему так получается?
— Первоначально они действительно зависали, врать не буду. Постоянно шли пусконаладочные работы, в результате жалоб стало значительно меньше, но нельзя сказать, что они закончились. 5 июля будет обновление программного обеспечения валидаторов. После 5-го вообще никаких проблем не будет. Давайте посмотрим, как они будут работать на следующей неделе, осталось немного.
— Город отказался от больших автобусов Ikarus, которые называли еще «мама-папа». Будете ли покупать им на замену такие же большие машины?
— Нет, мы уже закупили «Нефазы», это достаточно вместительные автобусы. Магистральные маршруты у нас обслуживают в основном трамваи, поэтому покупку новых больших автобусов не планируем.
Честно говоря, в [новой] транспортной схеме есть техника большой вместимости. Но не думаю, что в ближайшие 2–3 года мы будем покупать автобусы.
«Скорее, начнем обновлять парк троллейбусов, состояние которого еще хуже»
Это будут троллейбусы с возможностью автономного хода. Например, по дороге в Академ автоматически будет опускаться пантограф, машина поедет на автономном ходу, а потом снова подключится к проводам.
— Нам жаловались жители ЖБИ, что им не хватает общественного транспорта. Планируется добавить какие-то маршруты?
— Нет. У нас в микрорайоне ЖБИ основной транспорт — трамвай. Там 6 трамвайных маршрутов и 7 автобусных. Провозная способность трамваев далеко еще не исчерпана. Беда ЖБИ не в том, что там не хватает общественного транспорта, а в том, что много людей ездят на личном транспорте и стоят в пробке.
— То есть наоборот, нужно пересаживаться с личных автомобилей?
— Ну, по идее, да. Людей нужно пересаживать на общественный транспорт. Ну и вторая проблема — у нас закрыт Блюхеровский мост, и весь поток идет через Малышевский. Когда мы откроем Блюхера, да еще и построим развязку у «Калины», у жителей ЖБИ будет счастье.
— Моя личная боль: громкие автобусы. Новые зеленые автобусы шумят во время движения громче танка или трактора, уши закладывает у всех, кто рядом. Знаете ли вы об этой проблеме?
— Эти зеленые автобусы, наверное, из старой партии. Честно говоря, я с такой проблемой не сталкивался. Но давайте дадим поручение «Гортрансу», это их автобусы. Нужно, чтобы они посмотрели техническое состояние, как они проходят техосмотр.
Про бум электросамокатов
— Кстати, кикшеринговые компании готовы за свой счет нанести рекомендательную разметку для разделения пешеходов и самокатчиков. Как вы относитесь к этой идее?
— Понятно, что ситуация [с большим количеством самокатов на улицах сложилась] опасная. Помните, напротив 9-й гимназии велосипедист сбил ребенка, и тот лежал потом в больнице? Честно говоря, я ожидаю чего-то подобного снова. Рано или поздно какая-то неприятность с самокатчиками произойдет. Конечно, надо ограничивать скорость движения, тем более что пешеходы и самокаты все равно будут заходить на территорию друг друга.
Поэтому нужно ограничивать скорость движения. Я сам пользуюсь кикшерингом. Они в центре города, на Плотинке действительно снижают скорость, но по остальной части всё равно носятся безбашенно. Это нужно упорядочить, но на сто процентов сделать это не получится.
— Так вы поддерживаете эту идею?
— Да, поддерживаю. Любая профилактическая мера ситуацию на долю процента, может, на процент, но спасет. Тем более, это не затратно для бюджета.
Про дороги
— Планируется ли расширение улицы Технической? Кроме того, местные жители просят построить проезд по Таватуйской до вокзалов. Такие планы есть?
— В ближайших планах улицы Таватуйской нет. По Технической ходит общественный транспорт, автобусы и трамваи. В шаговой доступности от Таватуйской есть общественный транспорт.
«Для развития этой территории требуются значительные ресурсы, которые пока вкладывать туда мы не собираемся»
— А в Кольцово? Там один автобус, одна маршрутка. Люди жалуются, что на общественном транспорте выехать из поселка тяжело.
— В ближайшее время все останется как есть. Мы активно работаем со Свердловской железной дорогой и надеемся, что в перспективе внутри города будет внедрен единый тариф, как это сделано в Москве, в Нижнем Новгороде.
«Люди будут пользоваться электричкой по той же стоимости, что и автобусом»
Изменится и ее расписание, мы об этом сейчас ведем переговоры с железнодорожниками, деталями которых я не могу поделиться.
— Но вы можете говорить про сроки?
— Хотел бы сказать наверняка, но это не от нас зависит. Все же имеет значение и позиция правительства Свердловской области, и Региональной энергетической комиссии, которая утверждает тарифы. Но мы просим, чтобы с 1 января такая система заработала и у нас. Это действительно разгрузит транспортную систему города. Об этом же, кстати, говорил и вице-премьер Марат Хуснуллин: нужно развивать железнодорожное движение, а не строить метро. Мы с этим не согласны, метро тоже хочется. Но по факту железная дорога — это наземное метро.
— Когда появится дорога-дублер улицы Щербакова на левобережной стороне Исети в районе Уктуса?
— Надо строить. Тоже пока в перспективе. Мы настаиваем на этом, ведем диалог внутри администрации.
«Улицу Щербакова нужно расширять, потому что ее пропускная способность исчерпана уже давно»
На этой неделе мы посчитаем количество машин в сутки, получим полный график загрузки. Там много застройщиков планируют работать, поэтому стоит уделить пристальное внимание улице Щербакова.
— А кто будет расселять людей из частных домов вдоль дороги?
— Думаю, где-то застройщики, где-то сама администрация. Там, где в полосу около дороги дом — будем сами расселять. Но это надо делать, хотя бы до Химмаша, а по-хорошему — и до начала Челябинского тракта.
— Мы регулярно рассказываем читателям, где и какие новые светофоры. Какие-то обновления светофорной сети появятся?
— Да. Мы испытаем светофорные конструкции на перекрестках Ленина — 8 Марта, Малышева — 8 Марта, Пушкина — Ленина. Кроме того, до конца лета восстановим пешеходный переход на Пушкина — Ленина через проспект.
Про благоустройство и протесты из-за него
— Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов в последнее время много говорит про благоустройство берегов Исети. Какие конкретные новые шаги для этого надо сделать?
— Насколько я знаю, проект в Госэкспертизе. Думаю, в этом или в следующем году начнется строительство набережной. К 2023 году набережная от Куйбышева до Декабристов, где ледовая арена, будет построена. Остальное — как будут деньги. Вся документация у нас уже готова.
— В прошлом году на городских пляжах были завалы мусора, не было нормальных туалетов, особенно остро это ощущалось на Верх-Исетском пруду. В этом году ситуация изменилась?
— Да. Мы и урны ставим, и контейнеры, и передвижные туалеты на пляжах, этим занимаются районы. В принципе, вопрос решается. Но понятно, что без комплексной реконструкции набережной ничего нормального не получится.
— Очередное возмущение горожан ремонтом сквера на Опалихинской показало, что система обсуждения в городе не работает так, как нужно. Что в ней исправить, чтобы все обсуждения проектов благоустройства с жителями проходили так же активно, но до того, как в сквере или парке появится забор?
— Думаю, тут ничего не подправить. Это в головах у нас самих, у горожан. Во время собрания в парке к Тамаре Благодатковой подошел пенсионер и спросил, почему с ним не посоветовались, не оповестили о работах. Она говорит: а как это делать? Мы на сайте написали, отдали в СМИ всю информацию по проекту. Он говорит, надо писать в газету. А потом признался, что сам газет не читает.
Можно положить в каждый почтовый ящик письмо с оповещением. И что дальше? Допустим, мы получили какие-то предложения от каждого человека. А как их вместе собрать? У нас большинство не читает проекты. Есть небольшое количество активных людей, которые протестуют. Некоторые протестуют ради протеста. Я не понимаю этого.
В подобных диалогах с моим участием нас [активисты] воспринимают как главных врагов. Позволяют себе кричать на меня, на сотрудников. Я не понимаю этого. Где у нас культура поведения? Давайте быть конструктивными и объективными.
Мы всегда готовы к обсуждениям, от кого они бы ни исходили: от группы людей или одного креативщика. Мы всегда принимаем разумные предложения, ведь и сами живем в этом городе.
«Я сам живу недалеко от парка XXII Партсъезда, глупости делать не хочется»
Да, смотришь проектные решения, некоторые заставляют желать лучшего. И мы сами, когда выходим на объект, вносим коррективы.
Еще подход «вы меня обманываете, вы это специально делаете». Но никакие заговоры мы не строим. Ошибаются, конечно, и мои специалисты, но всё же злого умысла здесь нет.
— Кажется, что после громких протестов диалог с администрацией стало проще налаживать.
— Эти истории, как я надеюсь, научат людей внимательней относится к тому, что происходит в городе. О многих изменениях пишут журналисты. Узнав об этом, можно написать нам, принять участие в обсуждении.
Почитайте интервью с заместителем мэра Екатеринбурга по строительству Рустамом Галямовым, который рассказал, зачем Екатеринбургу платные парковки и когда начнется реновация.