Колумнист Е1.RU Александр Беляев уже второй год живет без ноги. Оказавшись в инвалидной коляске, он столкнулся с такими проблемами, о существовании которых даже не догадывался. По просьбе редакции Александр пишет колонки о том, как в Екатеринбурге живется человеку с ограниченными возможностями. В прошлый раз он рассказывал о перспективе использования электронных документов, а в этот раз он разобрал, как власти планируют сделать город доступным.
Время от времени из кабинетов властей всех мастей выпархивают документы, демонстрирующие заботу об инвалидах и пенсионерах. Густота этих выделений растет по мере приближения к выборам, потом случается длительный запор.
Не могу с уверенностью сказать, что это относится к принятому администрацией Екатеринбурга «Перечню мер по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в уральской столице на 2021–2024 годы», поскольку оригинал документа найти не удалось. Поэтому приходится судить о дорожной карте по тому, как она описана на официальном сайте мэрии.
Если продраться через все эти «поэтапные повышения значений показателей доступности», то станет ясно, что принципиальных изменений обстановки ожидать не приходится. Собственно, дорожная карта обязана понятным языком ответить на три простых вопроса:
куда мы хотим добраться;
где мы находимся в настоящее время;
как и когда можем туда добраться.
Ни на один вопрос ответа нет. Например, обещают на переходах уложить тактильную плитку, не к ночи будь она помянута. Если это сделают так, как на пересечении проспекта Ленина и улицы 8 Марта (к слову, под окнами главы города), то избави бог от такого благоустройства. Даже слепые, ради которых это делалось, не в восторге. Инвалиды и младенцы в колясках рисковали получить сотрясение мозга на косо положенных камнях. А дамочки на шпильках и вовсе старались обойти эту опасную для каблуков и лодыжек мостовую стороной.
Давно не был на этом перекрестке, говорят, что булыжники убрали. Так это или не так, но миллиончики налогоплательщиков улетели на фуфу. И еще о слепых. В тех автобусах, где владельцев заставили повесить таблички на шрифте Брайля, к ним отнеслись так бережно, что упаковали в полиэтилен, а то и под стекло, чтобы слабовидящие их руками не испачкали. Трогательная забота.
«Кому это взбрело в голову размещать в транспорте информацию для слепых? Даже если инвалид по зрению знает, что табличка есть, то как он найдет ее?»
Надо же весь салон обшарить в давке и тряске.
Городские власти собираются «обследовать объекты транспортной инфраструктуры на предмет соблюдения требований к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к таким объектам» (между прочим, что мешало сделать это раньше?). В переводе на русский язык — проверят, легко ли инвалиду попасть, например, в автобус. Можете не проверять — нелегко. Особенно на оживленных улицах, где к остановке одновременно подъезжают несколько автобусов. Причем открывают двери в одном-двух метрах от бордюра. И никакие низкопольные автобусы тут не помогут, будь у них пол хоть ниже уровня моря.
Как сказал пролетарский поэт, «я планов наших люблю громадье». И я не против них. Но начните хотя бы с малости — поставьте везде лавочки, чтобы человек на костылях или сердечник мог отдохнуть. В центре с этим нет проблем, но в остальных районах просто беда.
Согласны с автором?
Прочитайте также другие колонки Александра Беляева. Ранее он рассказывал об обязанностях социальных работников, услугами которых лучше никогда не пользоваться, а также о том, почему инвалиды не получают удобное жилье. Наш колумнист разбирал безумные правила льготной парковки машин, а еще делился впечатлениями о своем первом шаге на протезе.