Жители Свердловской области стали чаще жаловаться на мисселинг, то есть продажу одного товара под видом другого. В первом квартале 2021 года Банк России получил 42 таких обращения. Это в шесть раз больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Большинство жалоб связаны с продажей полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни. Об этом E1.RU рассказали в Уральском управлении Центробанка.
— С мисселингом потребители, как правило, сталкиваются в банках, когда идут открывать, продлевать или пополнять вклад.
«У людей есть определенный уровень доверия к банкам, поэтому они не так критично воспринимают советы консультантов»
— Банк часто является агентом других финансовых компаний, например страховых. Он продает не свой товар и получает за это комиссионные. И сочетание этих интересов с одной стороны и низкая грамотность людей с другой приводит к тому, что клиенты под видом вклада получают совсем другие финансовые продукты. При этом, заключив договор, они продолжают думать, что деньги находятся у банка, они застрахованы государством, да еще и доход по ним гораздо выше, чем на обычном банковском депозите, как пообещали в банке, — рассказали в Центробанке.
Как правило, люди теряют деньги именно из-за обмана консультантов в банках. Клиентам обещают гарантированный доход, но «забывают» уточнить, что для него требуются ежеквартальные взносы. И если один такой платеж пропущен, то предыдущие взносы теряются.
— Такую страховку обычно преподносят как «более доходную альтернативу» вкладам и умалчивают об их различиях. Не акцентируют внимания на том, что вложения не попадают под государственную защиту, доход не гарантирован, а досрочное расторжение договора ведет к финансовым потерям, — объяснили в Центробанке.
Как не стать жертвой банковских мошенников
Самое эффективное средство защиты — всегда внимательно изучать договор и приложения к нему. Подписывать документы можно только в том случае, если все пункты понятны и не вызывают вопросов. Чтобы тщательно изучить договор, желательно взять его на рассмотрение домой. Особое внимание стоит уделить следующим вопросам:
С кем именно заключается договор — с самим банком или с другой организацией?
Попадают ли инвестиции в государственную систему страхования вкладов?
Какая часть дохода гарантирована, а какая нет? Есть ли какие-то комиссии?
На какой срок заключается договор? Сколько денег вернут, если расторгнуть его раньше?
«Лучше выглядеть занудой, чем потерять свои сбережения»
Часто клиентов просят подписать документ, в котором прописано, что он ознакомился со всеми рисками и готов их принять. В таких случаях будет очень непросто доказать, что человека ввели в заблуждение.
В Центробанке признаются: доказать факт мисселинга в суде будет сложно. Это удастся сделать только в том случае, если вы подтвердите, что были введены в заблуждение при подписании договора. В таких случаях помогает аудио- или видеозапись, но далеко не каждый клиент записывает свои разговоры в банках.
Пожаловаться на мисселинг можно через интернет-приемную Банка России.
Получить консультацию можно по телефону 8-800-300-30-00 или 300.
Ранее мы рассказывали о том, что жители Свердловской области стали чаще подделывать деньги. А в апреле стало известно про финансовую пирамиду, которая стала работать в Екатеринбурге. Мы публиковали список компаний-мошенников, работающих в нашем городе.