Знаменитой екатеринбургской «Красной линии» — десять лет! Этот туристический маршрут появился 18 июня 2011 года, но сама идея возникла за год до этого — по сути, чисто случайно.
— Это было, когда я работал советником министра экономики в Свердловской области и меня занесла жизнь на встречу с блогерами. Предполагалось, что я там буду одним из чиновников. А получилось, что я был единственным. И меня таскали мордой за все. За бюджет, за ямы на дорогах, за задержки зарплаты бюджетникам, — рассказывает отец-основатель «Красной линии» Дмитрий Калаев. — На что я попытался развернуть разговор: мол, коллеги, все замечательно, но давайте будем пробовать что-то совместное делать, а не наезжать друг на друга. Мы делаем что-то вместе, это работает. Если мы делаем ради противоборства, это обычно плохо работает. И, собственно, на ходу предложил сделать эту историю с «Красной линией».
В феврале 2011 года проект представили, в апреле в интернете прошло голосование — выбрали объекты, через которые пройдет маршрут. В мае согласовали все с администрацией, а уже 18 июня появилась сама линия.
Сегодня длина «Красной линии» составляет 6,5 км, она проходит через 35 важных городских объектов и в итоге замыкается. Пройти ее всю требует усилий. Но еще сложнее было рисовать ее в первый раз.
— Рисовать ее еще сложнее, чем проходить. Я, конечно, не ползал с кисточкой, но базовая идея была совсем смешная. Хотели насобирать неравнодушных людей в Екатеринбурге, обклеить малярной лентой маршрут и рисовать из баллончиков — это же так весело. Когда я попробовал десять метров нарисовать таким способом, я понял, что это нереальная история. Начиная от физической реализации и заканчивая ценой. Оказалось, гораздо дешевле сделать это как дорожную разметку, — говорит Дмитрий Калаев.
У появления «Красной линии» есть и более личное обоснование: Дмитрий много раз рассказывал приезжающим в Екатеринбург друзьям о том, что стоит посмотреть в городе, что основа маршрута сложилась сама собой.
— Если отматывать назад — например, я вспоминаю похожий маршрут в Ганновере, который я тоже проходил. Второе — регулярно встречался с вопросом, что посмотреть. Если человек приезжает в Москву или в Питер, такого вопроса нет, потому что либо человек приезжает не в первый раз, либо стесняется сказать, что не был в этом городе раньше. И наоборот, если человек едет в другой город-миллионник, у него возникает вопрос к любому местному знакомому: «Что у вас есть интересного? Я тут одним днем. Что посмотреть и запомнить?», — объясняет Дмитрий. — В Екатеринбурге регулярно бывали мои знакомые или коллеги из других городов, я выступал для них своего рода гидом. И столько позиций сошлось в одном месте, что появилась идея «Красной линии».
Последние годы Дмитрий живет в Москве и уже около пяти лет не занимается проектом. Забота о туристическом маршруте легла на хранителей «Линии».
— На мой взгляд, некоторая успешность того, что это живет, состоит в том, что я не принимаю участия в обновлении линии уже лет пять, может больше. И, на мой взгляд, важная составляющая этого проекта — что он живет без человека, который его придумал. Потому что если он живет только с этим человеком, то возникает ощущение, что этот проект нужен только тем, кто его придумал, — говорит Дмитрий.
Команда хранителей маршрута каждый год обновляет и саму линию, и номера с отметками достопримечательностей. На приведение маршрута в порядок ежегодно уходит около 250 литров краски.
— Конкретно нанесением номеров занимаются волонтеры за счет каких-то волонтерских средств. У нас уже есть готовые трафареты, краска и так далее, — рассказывает руководитель «Красной линии Екатеринбурга» Вилена Петрищева.
В первый год краской волонтеров спонсировал завод, сейчас на проведение работ по обновлению линии объявляют тендеры. Спонсируют всё мэрия и бизнес. В этом году обновление маршрута, например, обошлось в 150 тысяч рублей.
В России до Екатеринбурга подобный маршрут был в Перми — там с 2010 года есть «Зеленая линия». Уже позже идею подхватили и другие города.
— В Москве только хотели сделать такую линию, как наша, но есть же города, где это реализовали, даже с нами иногда консультируясь. Есть в Новосибирске, есть «Вологодская кружевная линия»… Там действительно было так, что человек просто приехал, увидел нашу линию, а потом реализовал у себя. В Омске есть такая линия, в Кургане, в Тагиле… Нам приятно, что инициатива дальше куда-то развивается, — признается Вилена Петрищева.
Екатеринбургская «Красная линия» закольцована. Это принципиальное решение, суть которого в том, чтобы маршрут можно было начать с любой его точки.
— Проект объединяет и горожан, и бизнес, и органы власти. Она кольцевая и, получается, обнимает всех, — говорит Вилена. — Принципиальность того, что линия закольцована, связана с тем, что человек может на любом этапе маршрута встать и вернуться на место, где он начал. Линия в Перми, например, начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Так что люди, доходя до конца, немного теряются, особенно если начали не с начала. Здесь ты можешь идти, заметить линию и с момента, как наступил, пройти кругом.
Но, как считают в сообществе гидов, водящих экскурсии по городу, у «Красной линии» до сих пор есть и недостаток: несведущий человек интуитивно не поймет, что это за линия и зачем по ней идти.
— У «Красной линии» нет никакой навигации. Если бы вы приехали в город и не знали, что это, вы бы по ней не пошли. Необходима наглядная и доступная информация, которая обозначала бы, что это за проект, — уверена историк и гид Татьяна Мосунова.
И, по ее мнению, это еще не самая главная проблема маршрута. Главная — в том, что он устаревает. За десять лет какие-то точки маршрута перестали быть значимыми, в то же время появились другие интересные и богатые историей здания и места, которые эта линия не затрагивает.
— Я в прошлом году решила самостоятельно пройти «Линию» целиком и поняла, что половина маршрута морально устарела. Сейчас он годен только для горожан. В целом «Линия» очень выручает людей, которые плохо ориентируются в городе, но не желают прибегать к услугам гидов или не имеют такой возможности, а просто хотели бы хорошо погулять по Екатеринбургу. Но в маршруте есть моменты, которые нуждаются в пересмотре, — считает Татьяна Мосунова.
Вопрос о том, что «Красной линии» нужны перемены, уже поднимался. Хранители маршрута собирали встречу с гидами Екатеринбурга, которые и высказали мнение, что пора что-то менять.
— Часть маршрута по Вайнера и по каким-то таким улицам, конечно, прекрасна, но из маршрута абсолютно выпал «Ельцин Центр», так как в 2011 году его еще не было. Сейчас это один из ключевых моментов, по которому можно сказать про устаревание маршрута. Причем важно отсутствие даже не самого «Ельцин Центра», а связанной с ним инфраструктуры — это и площадь Октябрьская, и «Екатеринбург-Сити», и сквер… Все, что интересно иллюстрирует Екатеринбург, оказалось за кадром, — говорит гид. — Проект очень хороший, помогает сориентироваться в городе, но нужно переработать «Красную линию» с учетом новых тенденций, в частности появления «Ельцин Центра» или штаб-квартиры РМК. И, конечно, нужно пересмотреть старые объекты.
«Важно, что мы хотим этой "Линией" сказать. К какому выводу должен прийти человек, который пройдет по этому объекту»
— Сейчас это путешествие в 6,5 километра, которое обычно начинается на площади 1905 года, идет через Плотинку, уходит к Храму на Крови, выворачивает, через Музей истории Екатеринбурга попадает к «Высоцкому», продолжается на Малышева и, чтобы закольцевать линию, фрагмент идет по улице Вайнера, которая сейчас потеряла туристическую привлекательность. Не обязательно по ней идти, чтобы что-то потом сказать о городе, — уверена Татьяна Мосунова.
Руководитель «Красной линии Екатеринбурга» говорит, что этот туристический маршрут ждут перемены. Значительно обновить «Линию» планируют в 2023 году.
— Десять лет назад были одни точки притяжения, сейчас другие. Поэтому планируется, что до Универсиады будет еще одно голосование среди жителей города за новые объекты на «Красной линии». Сами объекты мы уже определили с экспертами, а какими именно они в итоге будут, уже решать горожанам, — рассказала Вилена Петрищева.
«"Линия" будет меняться за городом: если город развивается, то и "Линия" развивается. Но маршрут так и останется кольцевым»
Сама по себе «Красная линия» — для города один из редких примеров того, как городскую инициативу довольно быстро приняли и поддержали. На фоне того, как избавляются от стрит-арта и демонтируют годами существовавшие арт-объекты, это особенно приятно.
— Про первую «Линию»: хоть и говорилось о народном варианте, ее просчитывали и маркетологи в том числе, смотрели эффекты от ее существования. Это был очень серьезный проект, часть которого осталась недоступной для большого обсуждения. Проект стал популярен, потому что открывал поле для общественной инициативы. Самое главное — действительно появилось желание свободы. Не зависеть от какого-то гида, а свободно гулять, — объясняет успех «Красной линии» Татьяна Мосунова. — А про цвет — я думаю, хорошо, что она красная. Такой нарядный цвет, который ее выделяет. Еще хочу сказать, что для своего времени она была очень продуманна. Появившиеся клоны этой линии... Православная «Синяя» не закольцована. Со «Стенограффией» та же история.
«Люди могли почувствовать, что "Линия" принадлежит им, что хоть на что-то в городе они влияют»
Даже на начальном этапе линия не вызывала отторжения. Ее не пытались закрасить или уничтожить. Но зато бывали случаи, когда пробовали использовать ее в своих целях.
— Самое веселое в рамках вандализма было, когда люди к своей коммерции подрисовывали повороты. Когда мы сами ходили по маршруту, замечали, что какое-то странное ответвление пошло. Это было на заре появления линии, и как-то это само собой закончилось. У самой «Красной линии» никаких ответвлений, конечно, нет, потому что она закольцована, — вспоминает Вилена Петрищева. — Были случаи организованного вандализма. Например, у нас время от времени перекладывают плитку, и перекладывают так, что линия несколько видоизменяется в этот момент. Возле памятника Попову образовался прямо памятник перекладке плитки с «Красной линией» — тот, кто перекладывал плитку, очень аккуратно чуть ли не целый красный квадратик выложил.
Были казусы с самим названием «Линии», но все тоже как-то быстро улеглось.
— «Красная линия» — наверное, это было первое пришедшее в голову словосочетание. Потом стало понятно, что это, может, и не самый подходящий вариант. Как минимум к нам приходили строители и объясняли, что у них это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования. Потом мы наткнулись еще на линию интимной косметики с таким названием, — рассказывает Дмитрий Калаев. — На тот момент я переживал, что, наверное, нужно было больше подумать… Но сейчас очевидно, что название оказалось подходящим и разошлось не только в Екатеринбурге. Ассоциаций неправильных уже не возникает.
«Я переживал, что "Красную линию" будут ассоциировать с мылом для интимной гигиены, но обошлось»
Сейчас по «Красной линии» гуляют екатеринбуржцы и гости города, тут водят экскурсии и сдают экзамены выпускники школы экскурсоводов. С апреля «Красная линия Екатеринбурга» запустила свой маршрут в приложении izi.Travel, и за это время накопилось около пяти тысяч прослушиваний аудиоэкскурсии только через это приложение. Сколько всего людей прошло «Красную линию» полностью или хотя бы частично за все эти десять лет, сказать невозможно.
— Я думаю, счет идет даже не на десятки тысяч. Мы считаем, что ходят в основном в летние месяцы. Зимой линия под снегом, и всю линию редко кто проходит. Однако маршрут популярный, и в связи с тем, что его тоже рекламируют гиды, смело можно сказать, что по «Красной линии» точно прошло больше сотни тысяч человек за все время, — уверена Татьяна Мосунова.
К юбилею «Красной линии» ее хранители запустили квест, причем бесплатный и индивидуальный. Как покорить маршрут, читайте на сайте хранителей. А чем еще заняться в Екатеринбурге в эти выходные, мы рассказывали в нашем обзоре.
Проходили «Красную линию»?