За последние месяцы разговоров о запрещенных и нежелательных организациях в России стало не меньше, чем споров о новых штаммах коронавируса. Но если во втором случае всё понятно, то разобраться в том, что представляют собой экстремистские, нежелательные, запрещенные, причастные, ликвидированные, иноагенты и прочие сообщества практически невозможно.
Тем временем список таких организаций, которые нельзя упоминать публично, множится, путается, и становится всё более непонятно, кто есть кто и кого и как нельзя упоминать. Однако мы обратились к екатеринбургскому юристу Юлии Федотовой с просьбой рассказать, что это за сообщества и как их отличать друг от друга.
Попробуем разобраться.
Для начала базовый тезис: организации бывают зарегистрированные как юрлица (с ОГРН, ИНН, КПП и прочими странными аббревиатурами), включенные в ЕГРЮЛ, и незарегистрированные. Исходя из этого, выстраиваем понимание дальше.
1. Иноагенты — про них говорилось в материале по ссылке.
2. Экстремисты.
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предполагает несколько вариантов взаимодействия государства с «организациями»:
а) ликвидация — для юрлиц;
б) запрет деятельности — для тех, кто не зарегистрирован как юрлицо.
Осуществляется судом по иску прокуратуры или Минюста.
После подачи иска деятельность организации приостанавливается до вынесения судом решения. Продолжение участия в деятельности приостановленного объединения образует административное правонарушение (ст. 20.28 КоАП РФ, наказание в виде штрафа от 500 до 2000 рублей).
Исходя из этого, бывают экстремистские организации и сообщества.
2.1. Экстремистские организации — это общественные или религиозные объединения либо иные организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности. Это только те организации, которые попали в перечень Минюста.
Участие в них после официального опубликования на сайте предусматривает уголовную ответственность и лишение свободы на срок от двух до шести лет. Критерии участия довольно неопределенны. Верховный Суд разъясняет, что под участием понимается «совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т. п.)». С учетом того, что большая часть преступлений экстремистской направленности совершается в интернете, предполагаю, что в качестве преступления могут рассматриваться и нахождение в тематических сообществах, и публикация информации об организации, например.
2.2. Экстремистские сообщества — организованные группы лиц, созданные для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности (преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы).
Фактически это все, кто не успел еще попасть в перечень Минюста. За участие в их деятельности (которое опять же четко не определено), также предусмотрено лишение свободы на срок от двух до шести лет.
2.3. Недавно в законе почти появился термин «причастные» (граждане).
Госдума в третьем чтении приняла поправки, которыми запретила избираться гражданам, «причастным к деятельности экстремистских/террористических организаций».
Под «причастными» помимо, собственно, участников, понимаются также «члены, работники, иные лица, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации». Кто такой член (простите)? В чём отличие члена от работника и участника? Кто вообще все эти люди? При этом, для того чтобы отнестись к «иным лицам», достаточно проявить «выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети интернет, а также «иное содействие деятельности (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации» либо «иные действия». И делать это нужно за один год до и еще три года после вступления в силу решения суда.
Думаю, не нужно объяснять, что этот закон писался под ФБК (входит в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и без пяти минут экстремист) и его сторонников.
3. «Нежелательные».
Формально это только иностранные или международные организации, которые включены в специальный перечень Минюста. Там «всего» 31 организация, однако фактически привлекают только за любые (вообще за любые) контакты с «Открытой Россией» в разных ее формах. Достаточно дать комментарий соответствующему медиа, посетить организованное мероприятие, сделать пост или репост. При том, что российская организация никакой связи, кроме сходства наименования, с иностранной не имеет.
Участие в деятельности такой организации предполагает административную ответственность на первый раз (штраф от 5000 до 15 000 рублей). Повтор влечет уголовную ответственность по ст. 284.1 УК РФ. Нынешняя редакция предусматривает, что ответственность наступает после совершения двух административных правонарушений в течение года — на третье. Недавно депутаты предложили сократить количество административных до двух и лишать людей свободы на срок от года до четырех лет, а за руководство — от двух до шести. В настоящее время наказание едино — от двух до шести лет колонии.
Честно говоря, мне сложно подвести какой-то итог сказанному. Могу лишь сказать, что неопределенные правовые нормы, преследующие фактически за коллективное выражение взглядов, — зло, а пачками принимаемые глупые и репрессивные законы мало общего имеют с юриспруденцией.
Согласны с автором?
Почитайте другие колонки Юлии Федотовой. Она подробно разбирала работу с системой международного права и то, как получить круглую сумму с России, если вас засудили. Также юрист раскритиковала законопроект об учете домашних животных. А еще она вступилась за Собчак, взявшую интервью у скопинского маньяка.