Город Фестиваль «Слова и музыка Свободы — СМС» обзор «Все думали, война начинается»: екатеринбуржцы — о том, каким им запомнился 1991 год

«Все думали, война начинается»: екатеринбуржцы — о том, каким им запомнился 1991 год

Ностальгическая подборка от читателей E1.RU

Сквер у «Пассажа» в 1991 году

В 1991 году СССР развалился, а чуть позже и Свердловск стал Екатеринбургом. Еще тот год у многих ассоциируется с опасениями из-за того, что будет дальше, ведь случился августовский путч.

Мы спросили у читателей E1.RU, чем им запомнился 91-й год. Очень много ответов было из серии «Я в тот год родился» или «У меня родился ребенок». Рассказываем, какие еще воспоминания сохранились у екатеринбуржцев.

Григорий Никифоров:

— Было 14 лет. 1 января начали показывать Disney по ТВ — до этого только в видеосалонах. «Богатые тоже плачут», выход «Черного альбома» группы «Кино»... Весной начали дружно снимать пионерские галстуки и ходить в школу не в форме. Май-июнь ездил в «Зеленый мыс» на Таватуе, июль-август — в Темрюк.

Прилетел 18 августа, а 19-го мама пришла с работы на обед и сказала: «Как хорошо, что вы успели прилететь. Самолеты не летают, в стране переворот». 6 октября — убийство Талькова. Появление третьей программы ТВ, питерское вещание на ней было («600 секунд», «Большой фестиваль» и т.д.). «Поле чудес» по вторникам (потом опять на пятницу поставили).

«Во Дворце спорта ходил на концерты "Любэ", "Ласкового мая" без Шатунова, потом на Шатунова без "Мая". Сумасшествие творилось!»

Массовые отмены многих маршрутов автобусов, их заменяли икарусы (часто с отрезанными прицепами, коротыши) и ЛАЗы с табличками «Маршрутное такси». Их особенность была в том, что можно было махом руки остановить и сесть в них в любом месте, даже вне остановок, и выйти так же, но только в переднюю дверь. Так отменили 19-й автобус и пустили маршрутное такси «Химмаш — ж/д вокзал», обливание краской памятника Свердлову. Вот такой комплект воспоминаний.

Ольга Носова:

— Было 17. Зимой поступила в Гуманитарный университет, [помню] на полках «Центрального гастронома» возле Оперного фигурно расставленные пачки сухой горчицы, май был такой же жаркий, как и нынче, купались и загорали на ВИЗе. Летом была на каникулах дома в ХМАО, и, как раз перед тем, как лететь в Екб, голосом Левитана по радио непонятно что вещали, о каком-то перевороте. Все думали, война начинается. По телику балет, а больше никакой информации. Прилетела как раз на концерт на Плотинке в честь победы не знаю кого над кем. Ну, это тогда.

Ирина Лезина:

— Много событий было в 1991 году. На Новый год летала к подруге в Краснодар, билет по студенческому — 22 рубля туда-обратно. Окончила СПУ № 1 им. Горького и пришла работать в школу, в августе праздную 30 лет педагогического стажа, на 9 Мая поехали на салют в парк Маяковского — не доехали, трамваи встали, и салют из вагона смотрели, летом в лагере воспитателем работала. Здорово было! Осенью первый раз в Питер слетала по путевке, 40 рублей она стоила. На день рождения ко мне родители прилетели из ТССР, а я поехала их встречать в осеннем пальто, пока ждала, температура с плюсовой до —17 упала, и я сильно заболела, с новыми людьми познакомилась. В общем, год был отличный! Молодость моего поколения пришлась на 90-е. И это было для нас веселое время! Отдыхали, веселились, ходили на концерты... Было здорово! А вот после 40 пришло осознание, что у нас украли лучшие годы жизни.

Ольга Кривощекова:

— В 91-м я пошла в одиннадцатый класс. Самый классный год в моей жизни! Беззаботная юность, джинсы-мальвинки, дискотеки. Есть что вспомнить!

«До сих пор хочу вернуться обратно в 90-е!»

Наталья Ларионова:

— Сыну семь лет исполнилось. Он тем летом был у бабушки в Тверской области, я собиралась полететь за ним, чтобы привезти к 1 сентября. Уже был куплен билет до Москвы. И тут началось. ГКЧП, путч и т. д. Страшно было. А в общем, если вспомнить, в магазинах мало что было. Исхитрялись что-то готовить из ничего. И появились первые кооперативные магазины, где было всё, но очень дорого.

Ирина Маркова:

— Августовский путч! Хорошо его помню. Мы как раз были в Красноярске, собирались домой, не знали, получится ли уехать. А, ну потом еще объявление о развале СССР. А в октябре убили Талькова.

Евгений Галкин:

— Было четыре [года]. Походу, тогда я сбежал из советского детского сада в первый раз. Дух свободы и демократии сидел во мне с детства.

Настя Пономарева:

— Шесть лет было. Помню родной Летний парк, фонтаны, плитка на бульваре Культуры нравилась. А еще [помню] любимое голубое платье в белый горошек.

Максим Иванов:

— Начался сериал «Богатые тоже плачут». Запоем смотрели, Эдит Гонсалес красавица была, солнышко. Как давно это было. Поступил на работу в типографию «Уральский рабочий». Громадное было производство, сейчас всё развалили, баров-пивнушек понаделали.

«Квартиру получили от завода. Бесплатно!»

Arsen Gegamyan:

— Демонстрации помню во время ГКЧП.

Сергей Дубров:

— Все думали: «Ну вот! Теперь-то заживем! Джинсы у всех будут, колбаса и свобода слова! Ну, в общем, почти все сбылось...

Сергей Сесин:

— Мне тогда было три года. Я смутно помню, как строили новый корпус типографии «Уральский рабочий» на Карла Либкнехта в 1991 году, а уже в 1992-м стройку бросили, и здание много лет стояло брошенным, недостроенным — до 2004–2006 годов. В 1991-м я был маленьким, смотрел «Спокойной ночи, малыши», любил играть в песочнице, смотреть мультики и разные передачи, мечтал пойти в школу, летом меня возили на море, лечили от нейродермита, а после поездки на море я пошел на поправку.

Виталий:

— Я тогда учился в школе, примерно 7–9-й класс, отчетливо помню, как есть было нечего, родители работали, и обоим задерживали [зарплату] от восьми месяцев, мне и тогда уже не казалась жизнь прекрасной, даже в те «беззаботные» годы. При приходе Путина эти воры сразу деньги нашли, рассчитали всех за три месяца. Вот только после тех лет жизнь заиграла новыми красками, как и должно было быть, воры украли не только деньги, но и детство.

Дмитрий Ларионов:

— Я учился во втором классе, и в ближайший магазин завезли импортные жвачки Donald, вкус был офигенный!

Анна Соболева:

— Родилась аккурат 12 июня 1991 года. Ничего не помню, но мама рассказывала, что к ним в роддом с урнами для голосований приходили, чтобы первого президента выбрать.

«А мне было 18 и все было фиолетово!»

Юрий Назаров:

— Это был год окончания детского садика. Помню, как воспитатели издевались надо мной, заставляя делать выпускной альбом. Всех детей уже отпустили, а меня выпустили уже поздно вечером, пока всё не вырезал и не склеил.

Дмитрий Дмитриев:

— Закрылись секции. Мы, молодежь, оказались на улице. Вот и занимались беспределом. Те, кто выжил, сейчас либо бизнесмены, либо алкоголики.

Виктор Новиков:

— Батя купил «Москвич-407», свою первую машину. Ему было 28 лет, а я тогда перешел в третий класс. Помню по телевизору в августе слова «путч», «хунта», ГКЧП.

Полина Мурлыка:

— Мне два года было тогда, мало что помню. Помню, что все лето и, бывало, зиму на даче у бабушки с дедушкой жила. Бабушка работала тогда, а мы вечером с дедушкой ходили на остановку, встречали ее с работы, если зимой — то на санках.

Вера Синько:

— Вышла замуж. В августе будем отмечать жемчужную свадьбу!

А вы помните 1991 год?

Всего проголосовало: 3822
Да
Нет
Меня еще не было

О 90-х и конкретно о 91-м будут говорить и на фестивале «Слова и музыка Свободы — СМС», который пройдет в Ельцин-центре 12 и 13 июня (кто на нем выступит, мы рассказывали в этом материале). Пару лет назад мы также собирали воспоминания читателей E1.RU о 90-х в целом. Впечатлений набралось столько, что мы публиковали целых три материала! Кто-то вспоминал о бедности и о том, что подарком на день рождения была обычная шоколадка, кто-то — о том, как легко все меняли машины, а кто-то — о том, как тяжело было с продуктами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
178
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления