Екатеринбуржцы делятся на два непримиримых лагеря в нескольких вопросах. Например, собаковладельцы против тех, у кого нет собак (обострение спора всегда возникает по весне, когда оттаивают продукты жизнедеятельности). Велосипедисты — против автовладельцев. Пассажиры в самолетах с маленькими детьми — против всех остальных пассажиров, желающих покоя и тишины.
Однако нынешней весной на пике воинственной повестки — спор вокруг электросамокатов. Если сначала их, как гироскутеры или моноколеса, считали транспортом для хипстеров с подвернутыми джинсами, то с приходом сервисов аренды горожане увидели, как сильно этот вид транспорта меняет весь городской ландшафт. И если посчитать, то на довольно длительный период — с апреля по октябрь, то есть большую часть года.
Сейчас в Екатеринбурге уже два кикшеринга — Whoosh и Urent, по всей видимости, это не предел. И хотя стоимость поездки даже в пределах центральной части города сопоставима с такси, этот вид транспорта стал очень популярен благодаря нескольким преимуществам. Во-первых, он спасает от пробок, во-вторых, чтобы ехать на самокате, особых физических усилий не требуется и ты не приедешь на работу вспотевшим, как это бывает при использовании велосипедов. В-третьих, теперь необязательно покупать свой транспорт и опасаться, что его могут испортить или украсть.
Однако заполонившие тротуары, а иногда и проезжую часть любители кикшеринга стали объектом ненависти для прочих участников движения — и пешеходов, и автовладельцев. Под каждой нашей новостью про электросамокаты набираются сотни хейтерских комментариев от екатеринбуржцев, опасающихся, и не без оснований, что оборзевшие вконец самокатчики, чье движение правилами не регулируется, представляют реальную угрозу жизни и здоровью прочих.
Мы собрали самые яркие комментарии наших читателей «за» и «против». И поговорили с городскими активистами о том, как можно решить назревающий конфликт.
DM6:
— Самокаты и прочие СИМы (средства индивидуальной мобильности. — Прим. ред.) — явление современного мира! Они имеют положительную сторону — возможность быстро передвигаться по городу без пробок и просто наслаждаться ездой. И отрицательную — куча быстродвижущихся объектов на тротуарах и пешеходных переходах, что часто приводит к беде.
СИМы современному, развивающемуся обществу очень нужны! Это увеличит мобильность в деловом городе, уменьшит пробки. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура! Определенные правила и специально выделенные дорожки. Это нужно делать уже сейчас, а не запрещать!
Сум:
— Плюс самоката в том, что ты можешь приехать на любую встречу в обычной одежде и не вспотевший. Немалая часть застройки у нас располагается в 5 км от центра. Это 20 минут на самокате — идеальное время для города.
Skorpi82:
— Вчера какой-то товарищ на самокате в левом ряду по Объездной летел. Я человек не кровожадный, но, честное слово, очень хотелось дверь открыть! Нравится — катайтесь, но там, где положено. Какое-то нашествие этих самокатчиков, из каждого куста выскакивают.
Юрец:
— А что обычным пешеходам делать? Я боюсь по тротуарам с детьми ходить. Эти полоумные на арендованных самокатах носятся без какой-то логики.
Гость:
— Ненавижу этих упоротых самокатчиков. Да, есть аккуратные пользователи средства, но идиотов я вижу гораздо больше! Особенно тупая молодежь на Плотинке, обжабаются пивасом и гоняют взад-вперед, громко гогоча! Не понимает дикий народ, что самокат — это не игрушка, это когда надо максимально быстро из точки А в точку Б, а на дорогах пробки.
Ирина
— Запретить самокаты! Невозможно идти по улице, самокаты со всех сторон летят, на набережной реки Исеть, на Плотинке, вдоль проспекта Ленина! А самое дикое для меня, когда по проезжей части проспекта Ленина среди машин едут эти самокатчики! Они ничего и никого не боятся, они знают свою безнаказанность!
Устала я:
— Почему тротуары превратились в дороги для электротранспорта? Почему пешеходы вынуждены жаться к обочинам, а по тротуарам гоняют велосипеды и самокаты? Меня вчера подрезала на тротуаре толпа малолеток на прокатных самокатах и гоготала. Я шла по краю тротуара, и места объехать меня было достаточно, они специально наезжали и ржали.
Умозаключитель:
— Я не против самокатов как таковых. Я против их аренды. Когда каждый бухой криворучка может взять и покататься на них, гоняя как больной по тротуарам, — это огромная проблема. С детьми летом передвигаться по городу невозможно. Самокатчики со своими аппаратами и велосипедисты намного аккуратнее ездят (хотя в семье тоже не без урода). Самокаты нужно убирать с пешеходной зоны. С такими скоростями они опасны.
Александр:
— Вчера один такой ушлепок чуть под машину нам не угодил на Химмаше! Не говоря о том, что не спешился, так еще и на красный свет стал переезжать дорогу по пешеходному переходу! Хорошо, что скорость у нас была небольшой, среагировали и остановились! Так этот утырок еще права начал качать, мол, я по пешику еду, а вы чего не пропускаете? Покрыли матом трехэтажным его в ответ с отправкой поизучать ПДД. Так до него всё равно не дошло! Ну через пару таких случаев еще, может, дойдет, в больничке.
Мнение урбаниста
Александр Свалухин, замглавы отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца в Екатеринбурге, убежден, что причина проблемы в том, что в городе нет нормальной инфраструктуры ни для велосипедов, ни для самокатов. Те, кто катается ради удовольствия, стараются выбирать места, где большие ровные участки без бордюров. А те, кто использует самокаты как транспорт, естественно, передвигаются по тротуарам — потому что рядом с машинами ехать страшно. Отсюда и все инциденты.
— Чтобы стало больше порядка, необходимо приравнять электросамокаты к транспортным средствам.
«Велосипед считается транспортным средством, почему же электросамокат не может им быть? На них же катаются не только ради удовольствия»
— С апреля по октябрь их используют для ежедневных перемещений по городу! Велосипедам и электросамокатам подходит одна и та же инфраструктура. И ее нужно очень активно развивать. Я говорю про защищенные велополосы и обособленные велодорожки. Также вдоль зебр везде, где это возможно, нужно делать велопереезды (по ГОСТу они обозначаются штриховой разметкой 1.15) — на таких переездах не нужно спешиваться.
Правила
В ГИБДД Екатеринбурга не так давно рассказывали о нескольких происшествиях с участием электросамокатов, которые произошли буквально за последние недели: например, совсем недавно 29-летний мужчина ехал на красный и был сбит легковушкой, заработав рваную рану.
Как пояснили в ГИБДД Екатеринбурга, пока по правилам люди на электросамокатах — это те же пешеходы, правил для них не прописано, в отличие от велосипедистов.
— Правила, регламентирующие движение транспортных средств, к самокатам не относятся, — сказали в ГИБДД. — Передвигаясь на самокатах, вы считаетесь пешеходами.
В ГИБДД советуют, управляя самокатом, использовать средства пассивной защиты (шлемы, щитки) и световозвращающие элементы в одежде. Кататься только в безопасных местах, где нет движения транспорта, спешиваться при переходе проезжей части. Передвигаться по проезжей части на самокатах нельзя.
В правилах кикшеринга оговаривается еще несколько технических моментов: например, в разделе про безопасность сервиса Whoosh говорится, что нельзя ехать на одном самокате вдвоем, нельзя пользоваться несовершеннолетним, не стоит брать этот вид транспорта, если ваш вес больше 100 килограммов, и не стоит ездить по лужам.
«Ситуацию с определением статуса и норм использования электросамоката призван изменить проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в ПДД, предусматривающий введение особых правил, касающихся использования средств индивидуальной мобильности, или СИМ, к числу которых предлагается отнести и электросамокаты, — поясняют в Whoosh. — В проекте электросамокат, кстати, по правилам использования близок к велосипеду».
Почитайте, как работает кикшеринг Urent — совсем недавно мы его протестировали.
Почитайте интервью с бизнесменом, развивающим сервис аренды электросамокатов в России.
Как вы относитесь к возрастающей популярности электросамокатов в Екатеринбурге?