![«Пешеходы жмутся к обочинам»: екатеринбуржцы ополчились на электросамокаты, заполонившие тротуары Электросамокат считают идеальным транспортом для города, но пешеходы их побаиваются | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/82/3f/46/823f4678130eac18a8a1ebe5d1ce282d/656x438_1:5523_e9335bef86123ddae49ea149e3afcc00@3000x2000_0x81jmb0Ru_4177833802869056770.jpg.webp)
Екатеринбуржцы делятся на два непримиримых лагеря в нескольких вопросах. Например, собаковладельцы против тех, у кого нет собак (обострение спора всегда возникает по весне, когда оттаивают продукты жизнедеятельности). Велосипедисты — против автовладельцев. Пассажиры в самолетах с маленькими детьми — против всех остальных пассажиров, желающих покоя и тишины.
Однако нынешней весной на пике воинственной повестки — спор вокруг электросамокатов. Если сначала их, как гироскутеры или моноколеса, считали транспортом для хипстеров с подвернутыми джинсами, то с приходом сервисов аренды горожане увидели, как сильно этот вид транспорта меняет весь городской ландшафт. И если посчитать, то на довольно длительный период — с апреля по октябрь, то есть большую часть года.
![Еще недавно средства передвижения с электродвигателем были уделом городских пижонов, а теперь доступны всем | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/23/20/0a/23200adeeb65eb4b3af4264a95644fd7/656x438_1:5523_97b2073f7b603433c88c8d6405fb8592@2000x1335_0xUiHFHMe5_1729268666487666285.jpg.webp)
Сейчас в Екатеринбурге уже два кикшеринга — Whoosh и Urent, по всей видимости, это не предел. И хотя стоимость поездки даже в пределах центральной части города сопоставима с такси, этот вид транспорта стал очень популярен благодаря нескольким преимуществам. Во-первых, он спасает от пробок, во-вторых, чтобы ехать на самокате, особых физических усилий не требуется и ты не приедешь на работу вспотевшим, как это бывает при использовании велосипедов. В-третьих, теперь необязательно покупать свой транспорт и опасаться, что его могут испортить или украсть.
![Всё изменилось с приходом кикшеринга — сервиса аренды электросамокатов | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/99/9c/8a999c868e44d6f30b08a944b2b17452/656x438_1:5523_2911587cc732cad2c90893fdec7ff76f@3000x2000_0xUdEEOBuc_7625832466229903632.jpg.webp)
Однако заполонившие тротуары, а иногда и проезжую часть любители кикшеринга стали объектом ненависти для прочих участников движения — и пешеходов, и автовладельцев. Под каждой нашей новостью про электросамокаты набираются сотни хейтерских комментариев от екатеринбуржцев, опасающихся, и не без оснований, что оборзевшие вконец самокатчики, чье движение правилами не регулируется, представляют реальную угрозу жизни и здоровью прочих.
Мы собрали самые яркие комментарии наших читателей «за» и «против». И поговорили с городскими активистами о том, как можно решить назревающий конфликт.
DM6:
— Самокаты и прочие СИМы (средства индивидуальной мобильности. — Прим. ред.) — явление современного мира! Они имеют положительную сторону — возможность быстро передвигаться по городу без пробок и просто наслаждаться ездой. И отрицательную — куча быстродвижущихся объектов на тротуарах и пешеходных переходах, что часто приводит к беде.
СИМы современному, развивающемуся обществу очень нужны! Это увеличит мобильность в деловом городе, уменьшит пробки. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура! Определенные правила и специально выделенные дорожки. Это нужно делать уже сейчас, а не запрещать!
Сум:
— Плюс самоката в том, что ты можешь приехать на любую встречу в обычной одежде и не вспотевший. Немалая часть застройки у нас располагается в 5 км от центра. Это 20 минут на самокате — идеальное время для города.
![На электросамокате можно преодолеть дистанцию в 5 километров минут за 15–20 — без пробок и утомительного ожидания | Источник: Максим Бутусов / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/87/38/bf8738ca53018a74866b4eca72bbc5f4/656x438_1_8f20e93cf5b8ccb32dce56e9956dbeb9@2998x1999_0xJ0g37s3V_3751812600119437126.jpg.webp)
Skorpi82:
— Вчера какой-то товарищ на самокате в левом ряду по Объездной летел. Я человек не кровожадный, но, честное слово, очень хотелось дверь открыть! Нравится — катайтесь, но там, где положено. Какое-то нашествие этих самокатчиков, из каждого куста выскакивают.
Юрец:
— А что обычным пешеходам делать? Я боюсь по тротуарам с детьми ходить. Эти полоумные на арендованных самокатах носятся без какой-то логики.
![Многие считают, что для управления самокатом нужно ввести водительские права | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/73/f1/0b/73f10bb5af1b9a3dfb1146aa1ebb2f37/656x438_1:5523_7659eed240f6b22d15e3b67ae9486b6e@2999x2002_0xyVFMSpmT_8965346194408208762.jpg.webp)
Гость:
— Ненавижу этих упоротых самокатчиков. Да, есть аккуратные пользователи средства, но идиотов я вижу гораздо больше! Особенно тупая молодежь на Плотинке, обжабаются пивасом и гоняют взад-вперед, громко гогоча! Не понимает дикий народ, что самокат — это не игрушка, это когда надо максимально быстро из точки А в точку Б, а на дорогах пробки.
Ирина
— Запретить самокаты! Невозможно идти по улице, самокаты со всех сторон летят, на набережной реки Исеть, на Плотинке, вдоль проспекта Ленина! А самое дикое для меня, когда по проезжей части проспекта Ленина среди машин едут эти самокатчики! Они ничего и никого не боятся, они знают свою безнаказанность!
![Сезон длится с апреля по октябрь — не так уж мало, чтобы игнорировать эту проблему | Источник: Артём Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/22/9c/4f229cd762883da1a68cd7ce7c872d64/656x438_1:5523_b8510b7121fe18c0c15ea8d0b9fa8fb8@3000x2000_0xrbBUZgDd_7471572494388248563.jpg.webp)
Устала я:
— Почему тротуары превратились в дороги для электротранспорта? Почему пешеходы вынуждены жаться к обочинам, а по тротуарам гоняют велосипеды и самокаты? Меня вчера подрезала на тротуаре толпа малолеток на прокатных самокатах и гоготала. Я шла по краю тротуара, и места объехать меня было достаточно, они специально наезжали и ржали.
Умозаключитель:
— Я не против самокатов как таковых. Я против их аренды. Когда каждый бухой криворучка может взять и покататься на них, гоняя как больной по тротуарам, — это огромная проблема. С детьми летом передвигаться по городу невозможно. Самокатчики со своими аппаратами и велосипедисты намного аккуратнее ездят (хотя в семье тоже не без урода). Самокаты нужно убирать с пешеходной зоны. С такими скоростями они опасны.
Александр:
— Вчера один такой ушлепок чуть под машину нам не угодил на Химмаше! Не говоря о том, что не спешился, так еще и на красный свет стал переезжать дорогу по пешеходному переходу! Хорошо, что скорость у нас была небольшой, среагировали и остановились! Так этот утырок еще права начал качать, мол, я по пешику еду, а вы чего не пропускаете? Покрыли матом трехэтажным его в ответ с отправкой поизучать ПДД. Так до него всё равно не дошло! Ну через пару таких случаев еще, может, дойдет, в больничке.
![Кстати, ехать на одном самокате вдвоем запрещено правилами кикшеринга | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/4f/e3/b14fe3c962645777103c82dcc6b0e7d2/656x438_1:5523_25e6b9af1c0004f24454901b11d88221@2987x1992_0x80VN395v_1636280870272564786.jpg.webp)
Мнение урбаниста
Александр Свалухин, замглавы отделения «Городских проектов» Ильи Варламова и Максима Каца в Екатеринбурге, убежден, что причина проблемы в том, что в городе нет нормальной инфраструктуры ни для велосипедов, ни для самокатов. Те, кто катается ради удовольствия, стараются выбирать места, где большие ровные участки без бордюров. А те, кто использует самокаты как транспорт, естественно, передвигаются по тротуарам — потому что рядом с машинами ехать страшно. Отсюда и все инциденты.
— Чтобы стало больше порядка, необходимо приравнять электросамокаты к транспортным средствам.
«Велосипед считается транспортным средством, почему же электросамокат не может им быть? На них же катаются не только ради удовольствия»
— С апреля по октябрь их используют для ежедневных перемещений по городу! Велосипедам и электросамокатам подходит одна и та же инфраструктура. И ее нужно очень активно развивать. Я говорю про защищенные велополосы и обособленные велодорожки. Также вдоль зебр везде, где это возможно, нужно делать велопереезды (по ГОСТу они обозначаются штриховой разметкой 1.15) — на таких переездах не нужно спешиваться.
![Примеры московской инфраструктуры. Велопереезд на Большой Никитской. Велосипедистам и самокатчикам не нужно здесь спешиваться. | Источник: Александр Свалухин](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/ef/d3/c8efd3d64f0488d3435edc659f3f2cd1/656x494_1_d5773b62d0fadfad96c4d3f8bbcafc51@1128x848_0xUs3Z9nND_6094725683224848950.jpg.webp)
![А это велополоса на Тверском бульваре | Источник: Александр Свалухин](https://n1s1.hsmedia.ru/65/7b/4c/657b4c269f2160330dc404828d7943b5/656x489_1_a7e1d80b8ce5e7ac9fecab76bf9f33ec@1121x834_0xC71V2H7R_4995848635317593156.jpg.webp)
Правила
В ГИБДД Екатеринбурга не так давно рассказывали о нескольких происшествиях с участием электросамокатов, которые произошли буквально за последние недели: например, совсем недавно 29-летний мужчина ехал на красный и был сбит легковушкой, заработав рваную рану.
Как пояснили в ГИБДД Екатеринбурга, пока по правилам люди на электросамокатах — это те же пешеходы, правил для них не прописано, в отличие от велосипедистов.
— Правила, регламентирующие движение транспортных средств, к самокатам не относятся, — сказали в ГИБДД. — Передвигаясь на самокатах, вы считаетесь пешеходами.
В ГИБДД советуют, управляя самокатом, использовать средства пассивной защиты (шлемы, щитки) и световозвращающие элементы в одежде. Кататься только в безопасных местах, где нет движения транспорта, спешиваться при переходе проезжей части. Передвигаться по проезжей части на самокатах нельзя.
В правилах кикшеринга оговаривается еще несколько технических моментов: например, в разделе про безопасность сервиса Whoosh говорится, что нельзя ехать на одном самокате вдвоем, нельзя пользоваться несовершеннолетним, не стоит брать этот вид транспорта, если ваш вес больше 100 килограммов, и не стоит ездить по лужам.
«Ситуацию с определением статуса и норм использования электросамоката призван изменить проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в ПДД, предусматривающий введение особых правил, касающихся использования средств индивидуальной мобильности, или СИМ, к числу которых предлагается отнести и электросамокаты, — поясняют в Whoosh. — В проекте электросамокат, кстати, по правилам использования близок к велосипеду».
![Опасная игрушка или городской транспорт будущего? | Источник: Артем Устюжанин / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/80/51/a2/8051a279615cb57385913117171a134d/656x438_1:5523_47c834ee1fab396cbbd718e9bd4e58a3@3000x2000_0xfTaP4oyI_4512814089249231237.jpg.webp)
Почитайте, как работает кикшеринг Urent — совсем недавно мы его протестировали.
Почитайте интервью с бизнесменом, развивающим сервис аренды электросамокатов в России.
Как вы относитесь к возрастающей популярности электросамокатов в Екатеринбурге?