Если вы ищете место, где достойно платят, а работы — немного, то Уставный суд Свердловской области наверняка может вас заинтересовать. Многие екатеринбуржцы даже не знают о том, что в городе есть такая структура. При этом находится она по адресу Пушкина, 19, в самом центре мегаполиса, по соседству с резиденцией губернатора.
В последнее время работа Уставного суда оказалась сведена к минимуму. Если пролистать картотеку дел, то создается впечатление, что она покрылась пылью. Загрузка Уставного суда не идет ни в какое сравнение с судами общей юрисдикции, где в очереди всегда находится громадное количество дел.
Но так было не всегда. Уставный суд — структура серьезная. Проблема в том, что со временем она утратила функциональность. Но при этом не избавила бюджет от финансового бремени на свое содержание.
Зачем создавался Уставный суд
Уставные суды в российских регионах были образованы в девяностые годы, когда в законодательстве царила полная чехарда. Из-за отсутствия федеральных законов возникало много споров между властями разных уровней: законодательными и исполнительными, региональными, муниципальными.
В Свердловской области Уставный суд был образован в 1998 году. На его сайте можно найти воспоминания бывшего губернатора Эдуарда Росселя в которых он объяснил, зачем вообще понадобилась эта властная надстройка.
— В начале многие не понимали функции этой структуры. А как же не иметь Уставный суд, если нам (регионам. — Прим. ред.) дали право принимать региональные законы? — сказал Россель. — Поэтому, естественно, раз нам дали право иметь свое законодательство, то был нужен и орган, который мог бы принимать окончательное решение о его соответствии ранее принятым областным нормативным актам. Уставный суд Свердловской области — это аналог Конституционного суда России, но только на региональном уровне. Второй важной задачей был анализ любых новых региональных нормативных актов на соответствие как федеральным, так и региональным законам.
По словам Росселя, Уставный суд, без преувеличения, защищал губернатора, правительство и Заксобрание от невыверенных решений. Но то было много лет назад.
Работы нет, но есть финансирование
В конце 2020 года Госдума одобрила в третьем чтении законопроект об упразднении Уставных судов в срок до 1 января 2023 года. Причина — они уже давно стали дублировать функции других структур. Одним из тех, кто выступил инициатором упразднения, стал Павел Крашенинников, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.
— Я бы, конечно, разделял деньги и право, — отметил Павел Крашенинников. — Но сравнивать нагрузку нынешних Уставных судов с мировыми, районными или областными судами просто неприлично. Мы в Конституции указали на изменение компетенции федерального Конституционного суда. Теперь он может рассматривать на соответствие основному закону не только принятые акты субъектов, но даже их проекты! Поэтому на данный момент в прежнем виде Уставные суды существовать уже не могут. Мы дали им небольшое время, чтобы закончить имеющиеся дела, — подчеркнул Крашенинников.
К примеру, соседний Челябинск свой Уставный суд закрыл еще в 2014 году. А наш — продолжает работать. Ситуация сложилась уникальная: ежегодно на его поддержание из бюджета Свердловской области тратится по 70 миллионов рублей. Деньги идут на обеспечение деятельности структуры, действующих судей, а также на содержание отставных.
Мы решили поинтересоваться, сколько получают судьи Уставного суда, который почти не рассматривает дел и будет в скором времени упразднен. Денежное вознаграждение каждого из судей состоит из:
денежного оклада;
оклада за квалификационный класс;
ежемесячной доплаты за выслугу лет, а также различных доплат за ученые степени и звания.
Одни только оклады судей держатся на уровне вполне приличной зарплаты для среднестатистического уральца. Так, председатель Уставного суда получает 55 645 рублей, его заместитель — 52 590, судья — 44 719. Но это еще не всё. Многие из работников получают различные пенсии по выслуге лет.
Итоговый годовой доход судей Уставного суда находится на уровне сенаторов и депутатов. Для этого достаточно изучить декларации. Все сведения (данные за 2020 год пока не опубликованы) находятся в открытом доступе.
Мы уже не первый раз рассказываем о заработках в различных государственных структурах. К примеру, разбирались, сколько можно заработать в мэрии. Около 46% екатеринбуржцев хотели бы стать чиновниками — это данные опроса сервиса вакансий SuperJob. А еще мы изучали доходы сенаторов и депутатов Государственной думы, а также директоров научных институтов Урала.