— Мне нужно в «Успенский», чтобы купить ребенку спортивный костюм, да что вы за люди! — кричит полицейскому женщина. — Мы уже полчаса со всех сторон пытаемся подойти, всё для людей!
Она тянет за руку дочку, рядом идет старшая родственница и пытается ее успокоить. Полицейский их уже пропустил. Но женщина, оглядываясь, продолжает негодовать:
— Каждый год репетиция парада, но никогда эту улицу не перекрывали!
Прорваться на Вайнера к «Успенскому» семья пыталась с улицы Попова. Но именно на этом перекрестке в Екатеринбурге изначально объявили сбор участников акции в поддержку Алексея Навального, которая 21 апреля прошла по всей стране. Поэтому уже на Хохрякова — Попова стояло оцепление.
Полицейские машины в тупик на Попова пригнали еще днем, к 18:00 в городе перекрыли центральные улицы, переулки и подходы к площади — официально из-за репетиции парада Победы. В 19:00 должна была начаться акция.
И она началась, но в другом месте — штаб Навального, координировавший действия через мессенджер, перед самым началом изменил точку сбора, теперь она на перекресте 8 Марта и Малышева. Большая часть людей собирается у храма «Большой Златоуст», чтобы идти в сторону УПИ.
В это время две девушки идут не на акцию, а в Театр эстрады, который находится в двух шагах от перекрестка. Но их пригласительные лежат у администратора, а не на руках — и поэтому сотрудники МВД, несмотря на уговоры, отказываются пропускать девушек через оцепление.
В это же время у «Большого Златоуста» жестко, повалив на землю, задерживают правозащитника Сергея Зыкова. Его ведут в сторону Театра эстрады, корреспондента E1.RU туда не пускают.
— Почему нельзя пройти?
— Как почему? В бумаге (редакционном задании. — Прим. ред.) написано, что вы идете на какой-то митинг. Никакого митинга там нет.
— Я освещаю...
— Я говорю, там не будет этого мероприятия!
— Задержали только что человека и его увели туда.
— И что?
— Я как журналист должна это осветить.
— У вас здесь (в редакционном задании. — Прим. ред.) совсем другая цель. Если вы хотите освещать все задержания, пожалуйста, работайте на другой территории.
Акция началась, екатеринбуржцы идут по улице Малышева в сторону Карла Либкнехта. Колонна растянулась на десятки метров, периодически то в одном, то в другом конце не слишком активно звучит: «Свободу Навальному» и «Свободу политзаключенным».
На узком мосту через Исеть движение застопорилось, шествующие выходят на край проезжей части, машины объезжают их, некоторые сигналят. На каждом красном светофоре колонна растягивается всё сильнее. Среди других в ней идет экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
— Народ нормальный, много молодых, все трезвые, — говорит Ройзман. — Власти пока что всё перегородили, но люди пошли. Шли свободно, полиция проехала. Но я хочу сказать по технологии: дали бы людям провести нормальный митинг, это был бы просто митинг. А так прошли с кричалками по всему городу, окна открыты, машины сигналят, люди смотрят. Резонанс гораздо больше. И еще: да просто бы врачей к Навальному допустили, и митинга бы не было.
Маршрут формируется на ходу. С Малышева шествие сворачивает на Карла Либкнехта, которая стоит в глухой пробке из-за перекрытий — на выделенной полосе пыхтят больше десятка автобусов.
Затем толпа поворачивает на Ленина к бывшему УПИ. Через пару минут по проспекту в ту же сторону мчатся два автозака, еще через минуту — три уазика с мигалками, затем еще пять таких же и снова три автозака. Люди из колонны встречают каждый улюлюканьем.
Громких кричалок нет, на улице тепло, многие идут и переговариваются о своем. Со стороны могло бы показаться, что это не акция протеста, а прогулка в День города. Но нет. Владимир и Ольга — пара средних лет, они выходили на акции за Навального в январе, пришли и сегодня.
— Первый раз, 23 января, мне кажется, народ был более возбужденный, все были в шоке, когда задержали Навального, — говорит Ольга. — Сейчас уже более спокойно, но у нас в Екатеринбурге (да и по всей России) люди очень мирно ходят: никаких пьянок, никаких провокаторов, всё спокойно. Если бы власти сразу дали людям пройти, высказать свое мнение, я думаю, это было бы гораздо правильнее.
По иронии судьбы после этих слов парень в толпе начинает очень громко скандировать неприличные и оскорбительные лозунги. Но, справедливости ради, это был единственный случай, во всяком случае, в нашей части колонны.
Еще один участник шествия, предприниматель Тимофей Остров, тоже рассказывает, что выходит на акцию не в первый раз.
— Я не вижу участия государства в своей судьбе. У меня двое детей, мой бизнес в прошлом году умер. У меня была своя маленькая радиостанция, мы вещали отсюда на север области. Когда началась пандемия, нам обещали хоть какую-то поддержку, но в итоге еще и штрафами наградили непонятно за что. Ясно, что бизнес сам должен выживать. Но есть более глобальные проблемы, о которых мы все знаем: это нескончаемое воровство. Люди держатся у власти только из-за этого.
Колонна доходит до площади Кирова, где ее уже встречают полицейские с громкоговорителем: «Уважаемые пешеходы, покиньте проезжую часть». Задерживают парня с плакатом, по рации сообщают, что приближается еще один.
— Фиксируйте всё, — говорит полицейский коллеге с камерой. И втроем они идут в толпу.
Поодаль стоят несколько офицеров.
— Сняли что-нибудь интересное? — спрашивает один из них у журналистов.
— Нет, всё ждем, вы же не задерживаете.
— Пока вы ходите за мной, у меня руки связаны, — смеется он.
Еще через пару минут подполковник показывает фото на смартфоне старшему по званию, листает снимки, объясняет:
— Этих перехватили, двух женщин перехватили.
— Отлично, отлично, — кивает полковник.
— Один плакат у нас красный (имеется в виду человек с плакатом. — Прим. ред.) смотался. Ушел кустами. Может, там найдем.
Судя по разговору полицейских, они задержали около УПИ четырех человек.
Колонна тем временем свернула на Мира, направилась на Малышева, на Карла Либкнехта, чтобы затем собраться у «Космоса». Туда же от УПИ поехали автозаки, скорая и один автобус с надписью «Дети» с росгвардейцами внутри.
Темнеет, и на Малышева участники акции зажигают фонарики на телефонах. В мессенджере команды Навального появляется сообщение о том, что у «Космоса» много полиции и нужно обходить его по набережной. Но сложно понять, как именно это сделать, учитывая, что Ленина по-прежнему перекрыта (репетиция парада только началась), поэтому около девяти вечера, то есть спустя два часа после начала акции, колонна появляется у «Космоса».
Люди выглядят немного растерянными — куда идти и нужно ли идти дальше. Парень в капюшоне берет на себя роль лидера:
— Ребята, это наша страна, наш город, а мы ходим как изгои. Центр города перекрыли, сказали: «Терпите», и все терпят. Я прошу вас, организуйтесь, пожалуйста. Штаб только ухудшает состояние самого Навального, говоря — то туда идите, то сюда.
Ему хлопают, но никто не организовывается. Полицейский объявляет в мегафон, что акция не согласована и участникам дают 10 минут, чтобы разойтись. Никто не расходится.
Через 10 минут к набережной подходят росгвардейцы-«космонавты». Постояв пару минут, они быстро и жестко, уронив на асфальт, задерживают одного из толпы. Снова наступает затишье — силовики ничего не предпринимают, люди никуда не уходят.
В ожидании проходит еще несколько минут, затем раздается негромкая команда «На исходную», и росгвардейцы молча идут к своим автозакам. Им вслед слышно: «Спокойной ночи». В автозаках они просидят еще около получаса.
Кажется, что толпа на набережной редеет, но всё же многие остаются на месте.
— Я чувствую, что я здесь еще нужен, поэтому я здесь стою, — говорит Никита. Они с девушкой Викторией ходят на каждую акцию.
— Почему вы пришли на митинг?
— Потому что хочется, — отвечает он.
— Потому что Россия должна быть свободной, — добавляет Виктория.
— Не пугает такое число автозаков?
— Да мы уже два раза бегали, мы от всех убежим, — уверен Никита.
— Меня пугает, мне страшно, что я не могу по городу пройти, не оглядываясь по сторонам. И не думая, куда бы мне сейчас сбежать. Мне страшно, правда, искренне, — признается его девушка.
В 21:55 автозаки и автобус с росгвардейцами уезжают. Около «Космоса» остаются только две машины полиции. Начинают расходиться и участники акции.
По данным Министерства общественной безопасности Свердловской области, на акцию в Екатеринбурге 21 апреля вышли 2500 человек. По информации «ОВД-Инфо», полицейские задержали 7 участников шествия. В их числе правозащитник Сергей Зыков и глава екатеринбургского штаба Навального Алексей Гресько.