Сегодня, 26 марта, исполняется 97 лет со дня открытия Екатеринбургского торгово-экономического техникума, который с 1936 года был известен как ПРОМЭКТ и Техникум советской торговли. В начале 2021 года это здание, несмотря на возмущение общественников, снесли.
Открылось учебное заведение в 1924 году по инициативе Товарной биржи. При открытии оно носило название ПРОМЭКТа, а в 1936 году стало называться Техникум советской торговли.
Помимо лабораторий, учебных аудиторий и библиотеки, у техникума были собственные мастерские, музей торговли и магазин. Тут даже были собственные драматический кружок, духовой оркестр и хор, которым руководил один из артистов Театра оперы и балета. Так было до 1941 года, пока во время войны техникум не превратился в госпиталь.
Однако и в довоенное время, в 30-е годы, в истории ПРОМЭКТа был трагический период, о котором почему-то не принято говорить. Речь о репрессиях, которые коснулись и преподавателей, и сотрудников, и учащихся техникума.
В отношении студентов репрессивные меры в те годы могли применяться из-за социального происхождения. Так, при подаче документов в техникум абитуриенты были обязаны написать автобиографию, в которой важными пунктами были социальное происхождение и информация о том, состояли ли члены семьи в колхозе. В стране тогда полным ходом шла коллективизация, а уклонявшиеся от вступления в колхоз считались кулаками и могли быть подвергнуты преследованию, переселению и раскулачиванию.
Поэтому, для того чтобы учиться в 1930-е годы, важно было иметь «правильное» социальное происхождение: из рабочих, крестьян или служащих. А та молодежь, которая происходила из семей аристократии или духовенства, не могли получить ни образование, ни профессию.
Но тут стоит отметить, что такой подход не был желанием руководства свердловского техникума, по таким приказам и распоряжением работали все учебные заведения страны того времени.
Чтобы всё же получить образование, некоторые студенты шли на хитрость. Например, предоставляли устаревшие справки, выданные до момента раскулачивания семьи. Только тайное порой всё же становилось явным.
Преподаватели техникума могли быть уволены, если в своих лекциях отходили от официально одобренной учебной программы.
Но отчисления и увольнения не самое страшное, к чему могло привести несоответствие нормам. Многие подвергались уголовному преследованию, а в конечном итоге безвинно гибли.
Так, например, произошло в судьбе второкурсника Кан Дин Хо — гражданина СССР, корейца по национальности, родившегося в многодетной крестьянской семье. Он родился на Дальнем Востоке, в 1920-х отучился в корейской школе в Китае, говорил на японском, китайском, корейском и русском, преподавал.
В 1927 году он получил советское гражданство и переехал сначала во Владивосток, а в 1933 году — в Свердловск. Какое-то время Кан Дин Хо работал на Уралмашзаводе, а позже поступил на учебу в Техникум совторговли. 28 апреля 1937 года он был арестован.
Его обвинили в том, что он являлся участником контрреволюционной буржуазно-националистической шпионско-диверсионной организации корейцев в Свердловске и вел активную антисоветскую работу среди знакомых.
Кан Дин Хо был приговорен к высшей мере наказания, и уже 17 сентября того же года его расстреляли. Кан Ди Хо тогда было 34 года, у него остались жена и маленькая дочь. В 1989 году мужчина был полностью реабилитирован.
В том же 1937 году в конце октября арестовали еще одного студента техникума — 28-летнего третьекурсника Хаима Лазаревича Манэ. Он родился в многодетной еврейской семье на территории Польши, в 1932 году переехал в Советский Союз, чтобы получить образование и советское гражданство. Во время Второй мировой войны вся его семья погибла в Холокосте.
Хаима назвали агентом польской разведки и обвинили в том, что он, проживая в СССР, вел активную шпионскую работу.
Примерно через полтора месяца после ареста, 13 декабря 1937 года, его расстреляли. Посмертно реабилитировали мужчину только 24 года спустя, в 1961 году.
Ранее мы публиковали комиксы екатеринбургских школьниц о жертвах репрессий. Они были нарисованы во время проекта «Молчать нельзя рассказывать» от «Агентства молодежных инициатив» и Музея истории Екатеринбурга. В нем екатеринбуржцы от 14 до 19 лет изучали историю репрессий в Екатеринбурге и потом создавали свои проекты — от новых медиа и журналистики до современной драмы и графических романов. Также мы публиковали эссе одной из участниц проекта.