
— Вы как отец для них?
— Да, только если ребенку сказать, что нужно мыться каждый вечер, он запомнит, а им я повторяю каждый день.
Денис Рябов создал благотворительный фонд «Чистое небо» четыре года назад. Он решил помогать людям, которые попали в сложную ситуацию. Дом располагается в черте Екатеринбурга, в поселке Исток. Сегодня здесь живет 13 человек, всего в доме около 20 спальных мест.
Денис был зависимым, но пять лет назад полностью отказался от алкоголя и наркотиков. Он рассказал, как изменил свою жизнь, кто приходит жить в фонд и почему многие возвращаются на улицу.

«В моей жизни было слишком много позволено»
Сейчас Денису Рябову 34 года. Он вспоминает юность, которая проходила в начале 2000-х, без особой ностальгии, признается, что часто прогуливал школу и рано попробовал алкоголь.
— В детстве мама и папа развелись. Я жил с мамой и отчимом и большую часть времени был сам себе предоставлен. В моей жизни было слишком много позволено. С седьмого класса начал прогуливать школу, шатался по подвалам Юго-Западного района. Пить я попробовал лет в 13. Потом начались наркотики — спайсы и тому подобное, — рассказал мужчина. — Стал старше, нашел работу. Когда познакомился с бывшей супругой, снимали квартиру, с наркотиками на время завязал. Родился сын, и я сорвался, опять начал употреблять. Жена бросила.
Из этой ямы Дениса вытащили близкие. Мама и друзья силой отвезли его на реабилитацию. Первый курс не помог, и мужчина сорвался через неделю. После второго курса реабилитации Денис завязал. Теперь уже насовсем.

Тогда же в клинике Денис познакомился с парнем, который предложил организовать благотворительный фонд. Спустя время партнер вышел из проекта, а Денис продолжил заниматься домом. Часть жилища он снимает в аренду, а часть досталась в наследство от бабушки.
Кто приходит жить в фонд
Большинство подопечных Дениса — сидевшие в тюрьме или бездомные, практически у каждого проблемы с алкоголем. За четыре года через фонд прошло больше 150 человек. На путь исправления встают единицы — примерно 1 из 10.
— Я знаю, что позитивно судьбы сложились не больше чем у десятка ребят. Меня не расстраивает такая статистика, потому что без фонда могло не сложиться ни одной хорошей истории, — подчеркивает основатель «Чистого неба». — Многие уходят из фонда спустя два-три месяца, потому что пить здесь запрещено. А они начинают выдумывать себе проблемы, и единственное решение — напиться. Вот, например, сигареты кончились — проблема, телефон сломался, носок порвался — тоже. В итоге всё у человека накладывается, он плюет, втихушку собирается и уходит. А потом через месяц-другой возвращаются.
Подопечные Дениса — люди разного возраста. Самый младший за четырехлетнюю историю фонда — 18-летний парень. Он автостопщик и катался с дальнобойщиками по всей стране. Как доехал из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, понял, что не знает, что делать дальше. Обратился через соцзащиту в фонд, жил здесь четыре месяца, потом собрал рюкзак и опять поехал.

Один из самых взрослых постояльцев — 70-летний Станислав — жил в доме три года, но алкоголь взял свое, и мужчина покинул фонд.
Почти его ровесница баба Рая здесь три месяца. Она оказалась на улице, потому что не сошлась характером с семьей. Раньше женщина любила выпить. Вместе с дочерью она получила квартиру, но жить вместе родственницы не смогли. В последние годы баба Рая живет в разных интернатах, ездит в гости по выходным к дочери и внучке, но переехать насовсем ее не зовут.


Пожилые жители фонда работают только по дому. Например, Олег следит за скотом, на нем 15 курочек, петух и четыре свиньи. Мужчина добродушный, он был первым, кто встретил нас, отпускал шутки с порога и громко хохотал. Позже мы выяснили, что он дважды сидел за убийство. Оба раза совершил преступление во время пьянки. Денис рассказал, что сначала приглядывался к Олегу, было некое предубеждение, учитывая биографию. Сейчас Олегу доверяют.

— Мало кто из родственников принимает обратно в семью человека после тюрьмы. Пускают помыться, переночевать, но не жить. А после отсидки люди и сами предпочитают не навязываться, чтобы никого не напрягать, — поделился Денис. — Наркоманов не принимаю, им поможет только жесткая реабилитация. И с детьми тоже — слишком большая ответственность, нужны особые условия.
«Мы сами себя обеспечиваем»
Помимо запрета на алкоголь, в фонде действуют и другие правила. Всем подопечным необходимо поддерживать личную гигиену, быть чистыми и бритыми, прибираться в комнатах. По поводу готовки и уборки на общей территории местные жители договариваются между собой. Драться запрещено, но, по словам Дениса, за четыре года он видел только словесные конфликты.

Основатель рассказал, что фонд содержит себя самостоятельно. Денис вместе с подопечными работает на стройках и грузчиками. Работу стараются подбирать по умениям: если человек сварщик, ищут работу, связанную с этим.
— Сейчас работаем на «Сима-ленд», расставляем мебель в залах. До этого трудились на стройке. В декабре строили баню одному мужчине, — уточнил Денис.
Люди живут здесь бесплатно, их никто не выгоняет. Еду закупают на деньги, которые зарабатывают. Кстати, подопечные фонда получают трехразовое питание. Также среди трат фонда: аренда части помещения и расходы на транспорт — на работу Денис возит своих подопечных на микроавтобусе. Ежедневно он выдает зарплату тем, кто трудится в бригаде, — 500 рублей, в месяц выходит около 12 тысяч. Карманные деньги получают и те, кто следит за хозяйством, трудится по дому.


Сам дом разделен на два корпуса. В первом живут старички, здесь достаточно свободного места, есть даже отдельная комната на двоих — для влюбленных пар. Пришедшие недавно живут в «общежитии» и приглядывают друг за другом.
Когда люди планируют уйти, Денис их поддерживает. Комната в ближайшем жилом доме стоит около 10 тысяч рублей. Фонд оплачивает аренду жилья на месяц выпускникам. Например, Анатолий познакомился с женщиной, устроился на работу и две недели назад переехал в Невьянск.
— Всем, кто уходит, я говорю, что здесь их всегда ждут. Это как родительский дом. Я всегда предупреждаю, что, если будет плохо, можно вернуться, — уточнил создатель «Чистого неба».

«Мы называем это Санта-Барбара»
В фонде люди находят и свою любовь. Иногда за девушкой ухаживают сразу двое мужчин, из-за этого в любовных треугольниках случаются непонимание и конфликты. Денис просит влюбленных не выпячивать отношения — не целоваться на людях, чтобы остальным не было обидно и одиноко.
Последняя пара, которая занимала семейную комнату, — Алёна и Станислав. Недавно они разошлись. Девушка теперь арендует жилье и работает кондуктором в общественном транспорте, а Станислав живет в фонде. Причину расставания влюбленные разглашать не стали.

Но были и счастливые истории любви. Когда фонд только открылся, пришла сначала Александра, а потом Данис. Это случилось примерно в одно время, и между ними проскочила искра. Поначалу влюбленные не подавали виду, но Данис ходил за Сашей по пятам: если она шла стирать, он тут же нес воду. Период ухаживаний длился около полугода. Потом пара подошла к Денису, сказав, что хотят уехать.

—Друг Даниса из Краснодара обещал встретить их, помочь с арендой квартиры. Я лично поговорил с этим другом, потому что переживал, куда они поедут наобум. Это было года три назад, мы связываемся периодически. Саша устроилась кассиром, он — продавцом, снимают квартиру, у них всё хорошо, насколько я знаю, — поделился основатель фонда.
Читайте также историю Екатерины. Девушка два года живет на теплотрассе недалеко от ТЦ «Комсомолл». Она и еще пятеро мужчин расположились на нескольких квадратных метрах. Несмотря на стесненные условия, бездомные считают себя счастливыми людьми.