Матиас Крузе — генеральный консул Германии в Екатеринбурге. В нашем городе он живет и работает с августа 2019 года. Мы обсудили с ним, как пандемия сказалась на количестве туристов, а также непростые отношения России и Германии.
— Скажите, на сколько в 2020 году уменьшилось количество выданных виз?
— Конечно, вследствие введенных ограничений на передвижение, в том числе на международные поездки, количество выданных виз существенно сократилось. В прошлом году мы выдали около семи тысяч виз. Для сравнения, в 2019 году их было порядка тридцати тысяч.
— Сейчас границы закрыты. Но в каком случае все-таки можно получить визу?
— Границы не закрыты, однако некоторые ограничения на поездки в Германию продолжают действовать. В настоящее время визы выдаются только в ряде исключительных случаев. Здесь надо различать два типа виз: шенгенские (для краткосрочного пребывания) и национальные (для долгосрочного пребывания).
Сейчас «шенген» можно получить по важным медицинским или семейным обстоятельствам. К последним, например, можно отнести рождение детей, свадьбы, смерть и ряд других веских причин. Также возможно получить шенгенскую визу для важной деловой поездки (но таких виз небольшое количество). Национальные визы мы также выдаем при определенных условиях. Например, для воссоединения семьи, длительной учебы в Германии или трудовой деятельности.
— Есть ли еще какие-то ограничения для тех, у кого уже есть виза?
— Дополнительных ограничений нет. Однако еще до въезда на территорию Германии необходимо зарегистрировать свою поездку на специальном сайте и при въезде иметь при себе соответствующее подтверждение. Кроме того, в течение 48 часов после въезда вы обязаны получить справку о сдаче теста на коронавирус. В качестве альтернативы такой тест можно сделать в России не позднее, чем за 48 часов до въезда в Германию. Это необходимая мера для дальнейшего сдерживания пандемии. Мы все очень надеемся на скорое улучшение ситуации.
— Недавно канцлер Ангела Меркель продлила до 7 марта все ограничения. Есть ли какой-то внутренний прогноз, когда могут упростить правила для въезжающих?
— Сейчас любые предсказания невозможны из-за неопределенности дальнейшего развития ситуации. Всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Мы бы не хотели формировать неверные ожидания.
В Германии мы находимся еще в стадии локдауна, но меж тем уже наметилась позитивная тенденция. Кампания по вакцинации в Германии и других странах уже началась, и мы очень надеемся, что скоро настанут те времена, когда поездки в Германию снова станут возможны в большем объеме. Однако для этого сначала должны быть созданы необходимые предпосылки.
— Будут ли какие-то льготы для тех, кто привился от коронавирусной инфекции?
— В настоящее время в Германии не планируется введение каких-либо преимуществ для людей, получивших вакцину. Большое преимущество вакцинированных уже заключается в том, что они, в отличие от не сделавших прививку, лучше защищены от вируса.
— Когда вы в последний раз были в Германии?
— В декабре, на Рождество.
— Чувствуется ли разница в отношении к антиковидным ограничениям? Все-таки Россия во вторую волну пандемии обошлась без строгого локдауна.
— В обеих странах для борьбы с пандемией предпринимались широкомасштабные меры. Для многих людей в Германии эта ситуация оказалась очень тяжелой как с экономической, так и с социальной точки зрения. Но если сейчас оглянуться назад, то мы увидим, что все реализуемые меры принимались с большой долей дисциплинированности. Благодаря этому мы наблюдаем положительную динамику.
— Лично для вас какое ограничение было самым сложным?
— В прошлом году нам пришлось сократить большое количество проектов, которые мы намеревались осуществить. Это сказалось также на проведении Года Германии в России и проектах, которые должны были состоятся в рамках этого года на территории нашего консульского округа. Многое пришлось проводить в онлайн-формате, что однако с трудом может заменить живое общение.
Для того чтобы защитить своих сотрудников, мы были вынуждены ввести ряд мер: носим маски, соблюдаем дистанцию и всё еще продолжаем работать посменно.
Нашим основным видом деятельности как генерального консульства являются организация встреч, налаживание диалога и обмен опытом. На определенное время это стало совсем невозможным. И больше всего мне лично мешала невозможность путешествовать. У нас здесь большой консульский округ. Я очень сожалею, что мне всё еще не удалось посетить все регионы округа.
И, как только это станет возможным, я планирую возобновить свои поездки по регионам. В первую очередь хочу побывать в тех местах, где не бывал. Например, меня пригласил губернатор Курганской области Вадим Шумков. И я с удовольствием воспользуюсь этим предложением.
— До пандемии немецкое консульство проводило множество мероприятий. Какое будет первым в этом году?
— Несмотря на последний сложный период, у нас было достаточно дел, и сейчас мы готовим нашу работу на послекризисное время. Здесь стоит упомянуть Год Германии, который сейчас проходит в России. Он начался осенью прошлого года и будет длиться до ноября 2021 года, и тут мы планируем множество мероприятий. Под «мы» я подразумеваю все представительства Германии, находящиеся в России, совместно с Гёте-Институтом и Российско-Германской внешнеторговой палатой. Это глобальный проект, затрагивающий различные сферы деятельности.
Конечно, в прошлом году пандемия поставила нас перед необычными вызовами, политические взаимоотношения между нашими странами тоже достаточно непростые на данный момент, но, несмотря на всё это, текущий исторический момент особенный для проведения Года Германии в России, и хорошо, что этот год пришелся именно на этот сложный период.
С его помощью мы сможем реализовать поступательность в наших связях, придать нашему сотрудничеству новые импульсы и навести мосты между нашими обществами. Этот год поспособствует сближению наших людей. И я вижу по своему опыту, что здесь интерес к мероприятиям, запланированным в рамках Года Германии, велик.
Мы хотим в рамках Года Германии провести множество разнообразных проектов. У нас есть ряд проектов в области экономики и устойчивого развития. Так, мы намереваемся с Российско-Германской внешнеторговой палатой провести бизнес-форум, мы надеемся, что он пройдет при широком участии представителей бизнеса как России, так и Германии.
Мы планируем привезти сюда выставку на тему «Возобновляемые источники энергии». Мы готовим один социальный проект для людей с ограниченными возможностями, в рамках которого будут рассматриваться вопросы инклюзии, социализации людей с особенностями развития посредством занятий физической культурой и спортом. Также в рамках Уральской индустриальной биеннале мы планируем привести сюда немецких художников для совместных проектов. Вот лишь некоторые примеры того, что планируем сделать.
— Хотелось задать несколько вопросов личного характера. Заметил у вас ключи от автомобиля на столе. Значит, вы сами ездите за рулем по Екатеринбургу?
— Да, это так. Я чувствую себя достаточно хорошо и уверенно на екатеринбургских дорогах. Я бывал во многих других странах, а потому могу сказать: есть страны, где обстановка на дорогах более сложная. В Екатеринбурге я никаких особенностей не заметил.
— Как вам кажется, на какой город Германии похож Екатеринбург?
— Когда я смотрю на Екатеринбург, на пруд, то вспоминаю мой родной город. Я из Гамбурга, там в центре тоже есть похожий водоем. Если не бывали, приезжайте, думаю, вам у нас понравится.
— Как вы проводите время в Екатеринбурге? Комфортно вам здесь как человеку, говорящему на другом языке?
— Я очень хорошо себя чувствую в Екатеринбурге. Мне нравится, что город предлагает богатую и разнообразную культурную программу. С удовольствием хожу на концерты, в оперный театр. Посетил Театр драмы, было очень интересно послушать одно из произведений Чехова в оригинале.
— Не секрет, что сейчас отношения России с Европой далеки от идеальных. Когда возможно их улучшение?
— Отношения между Россией и Германией в настоящее время подвержены разнообразным негативным факторам. Не замечать этого мы не можем, наоборот, мы должны четко сформулировать спорные вопросы и вести поиск их решения. При этом мы не должны на этом останавливаться. Существуют такие вопросы международной политики, которые мы можем решить только совместными усилиями, начиная с пандемии и разработки вакцины, вопросов, связанных с изменением климата, и заканчивая международной безопасностью.
Есть множество сфер деятельности, где мы можем и должны совместно работать. И обязательно нужно прилагать максимум усилий для сохранения существующих практик сотрудничества. Для этого в Уральском регионе есть неплохие предпосылки. Ведь Екатеринбург — это не только региональный центр экономики и торговли, но и центр образования, науки и культуры. У нас в этом регионе есть действительно хорошие партнеры, с которыми мы могли бы многое реализовать. Мы работаем над этим.