Новый мэр Екатеринбурга Алексей Орлов возобновил дискуссию о том, стоит ли возвращать Краснознамённую группу на Плотинку или подыскать для нее другое место. Сейчас вернуть композицию на Городской пруд невозможно, потому что машинное отделение, где она находилась, нуждается в ремонте. Затем специалисты по охране памятников должны дать свое согласие на монтаж. Впрочем, даже это не будет означать, что группа появится на историческом месте. Окончательное решение об этом еще не принято.
Мы спросили у архитекторов и депутатов, нужно ли возвращать Краснознамённую группу после реконструкции и какое место для нее будет наиболее удачным.
Депутат Госдумы Андрей Альшевских всегда выступал за сохранение Краснознамённой группы, при этом вопрос о том, где именно она должна стоять, он считает обсуждаемым.
— Нравится кому-то или нет, но это наша история. Мы не должны бороться с памятниками и стелами, это неправильно. Краснознамённая группа — это подарок Свердловску, который в 1973 году был награжден орденом Ленина за вклад в победу в Великой Отечественной войне.
«Это светлая, хорошая история, которая характеризует уральский характер»
Поэтому я считаю, что мы должны приложить максимум усилий, чтобы вернуть композицию. При этом место, где она будет находиться, обсуждаемо (есть версия, что сделать это сложно технически). Но я выступаю за историческое место, то есть на Плотинке, — рассказал Андрей Альшевских.
С ним согласен бывший главный архитектор Екатеринбурга, член правления свердловского отделения Союза архитекторов России Михаил Вяткин. По его мнению, Краснознамённая группа должна располагаться именно на Плотинке.
— Композицию убрали в то время, когда я был главным архитектором города. Помню, что мы даже специально ездили и присматривали для нее место за железнодорожным вокзалом. Но сейчас я считаю, что Краснознамённую группу можно отреставрировать и вернуть на историческое место.
«Мы как-то стали терять то, что было раньше. Но нельзя всё так безоговорочно отбрасывать»
Главный архитектор архитектурного бюро «Гордеев — Демидов» Никита Демидов считает, что лучшим решением было бы создать на прежнем месте новую композицию, а не возвращать Краснознамённую группу.
— Не обязательно от бессилия повторять то, что уже было, лучше сделать что-то новое. Да, Краснознамённая группа в свое время была интересна, у нее есть художественная ценность, но до сегодняшнего времени она не дожила, и возвращать ее уже не стоит.
«Композиция может быть воссоздана на другом месте — как дань памяти»
Для того чтобы взять и вернуть композицию на Плотинку, придется полностью менять концепцию благоустройства (ограждения, кладку, брусчатку). Краснознамённая группа ведь должна быть увязана со всем, что ее окружает, — сказал Никита Демидов.
Архитектор предположил, что на месте Краснознамённой группы может появиться обзорная площадка или другая композиция — например, вылитая в бронзе модель города.
— Для многих это место может стать своеобразным памятным знаком, связанным с Европой и Азией. Это мы знаем, что граница проходит за городом, но для туристов это не так важно. Думаю, что здесь можно сделать символическую границу, — сказал Никита Демидов.
Архитектор Полина Иванова считает, что на Плотинку можно было бы вернуть оригинальную композицию, но не новодел, в который она превратилась после реставрации.
— Краснознамённая группа — это крутой и интересный памятник. До последнего времени его достоинством было отсутствие какой-либо идеологической окраски. Если раньше она служила постаментом ордену Ленина, то потом его сняли.
«В центре Екатеринбурга оказалось гигантское пылающее сердце промышленного города»
Оно находилось на возвышении, и это было символично. Когда композицию снесли, мне было ее очень жаль, потому что для меня это памятник модернизма и 70-х годов, — рассказала Полина Иванова.
Сейчас, по мнению архитектора, на месте Краснознамённой группы могли бы появляться арт-объекты, отсылающие к идее сердца города.
— Можно было бы устраивать паблик-арт-фестивали, устанавливать новые, соразмерные этому месту скульптуры. Каждые два-три года здесь могло бы появляться что-то новое, что отражало бы жизнь Екатеринбурга в этот момент, — сказала Полина Иванова.
Архитектор Евгений Волков считает, что демонтировать Краснознаменную группу, чтобы установить на ее месте часы, отсчитывающие время до начала Олимпиады, было не нужно.
— Краснознаменная группа как объект городского дизайна была сделана очень качественно. Удачный масштаб, пропорции, детали.
«Она визуально держала точку пересечения осей плотины и реки Исеть»
Говоря современным языком, это была художественная инсталляция в городской среде. Когда с нее сняли орден Ленина, она лишилась скверных идеологических коннотаций, поэтому ничто не мешало сохранять ее и дальше на своем месте, — считает Евгений Волков.
По мнению архитектора, Краснознаменную группу можно вернуть на Плотинку (руководствуясь именно эстетическими, а не идеологическими мотивами). Впрочем, на месте композиции также может появиться современный объект. Обязательно условие — он должен быть выбран на конкурсной основе и спроектирован специально для этого места.
— Восстанавливать группу в другом месте совершенно точно не имеет смысла, так как она была задумана и спроектирована для конкретной точки в городе, — говорит Волков.
Мы приглашаем горожан принять участие в опросе и высказать свое мнение. Чтобы не было накруток, голосовать смогут только авторизованные пользователи. Результаты опроса мы опубликуем в пятницу, 19 февраля.
Нужно ли вернуть Краснознамённую группу на Плотинку?
Напомним, что на свое историческое место на Плотинке Краснознамённую группу обещали вернуть в 2021 году. В январе прошлого года к семилетию демонтажа даже установили памятную табличку.