В 2020 году в Свердловской области умер 67 381 житель. Это на 9814 человек больше, чем в 2019-м (57 567 человек), следует из данных Росстата. Рост составил 17%.
Избыточная смертность в регионе наблюдалась с начала лета. Первый резкий скачок пришелся на жаркий июль — тогда за месяц умерло 7014 человек, это было больше, чем в предыдущие месяцы 2020-го, и больше, чем в июле 2019-го (4819 смертей).
Следующий пик был зарегистрирован в ноябре — 7197 умерших за месяц, в декабре эта цифра снова выросла — 7982 человека. Для сравнения, в декабре 2019 года в Свердловской области умерли 4654 человека, и в среднем число умерших за месяц редко превышало пять тысяч.
По данным Росстата, COVID-19 стал причиной смерти 1703 уральцев, скончавшихся в декабре, еще у 223 была коронавирусная инфекция, но они умерли от других заболеваний. Также эта официальная цифра — 1703 смерти от COVID-19 за месяц — пока самая высокая за все время пандемии. В ноябре было 1364 умерших.
По мнению врача, эксперта лабораторной диагностики Александра Соловьева, в 2020 году не было иных причин для избыточной смертности, кроме коронавируса.
— Не хотелось бы гадать о доле коронавируса в причинах смерти. Мы знаем сейчас о том, что он проявляется не только как пневмония.
«В 2020 году выросла доля тех причин смертности, на которые влияет коронавирус, например сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета»
— Смертность от всех причин, на которые коронавирус не влияет, либо не изменилась, либо снизилась, — говорит он.
Эксперт предполагает, что и в 2021 году сохранится избыточная смертность по сравнению с допандемическими годами.
— Первый квартал этого года, однозначно, даст избыточную смертность, это уже очевидно. Эпидемия в 2021 году будет продолжаться, а значит, «фактор ковида» будет влиять на смертность, — отмечает врач.
В целом в России в 2020 году число умерших увеличилось на 18% по сравнению с показателем 2019 года. Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением доктор медицинских наук Гузель Улумбекова считает, что причиной высокой смертности стал не только COVID-19, но и проблемы с получением плановой медицинской помощи из-за антикоронавирусных ограничений.
— Не хватило мощностей системы здравоохранения — необходимого числа врачей, медицинских работников и коек в больницах. А это связано с длительным недофинансированием российской медицины, — подчеркнула она.
Ранее такое же мнение E1.RU высказывал руководитель общественной организации по защите прав пациентов «Здравоохранение» Максим Стародубцев:
— Включился естественный отбор. То есть умирают больные, пожилые — те, кто в принципе подвержен наиболее тяжелому течению ковида, и хронические больные, которые не могут получить эффективной медицинской помощи, потому что больницы заняты коронавирусной инфекцией.