Через несколько дней Екатерина отпразднует свой день рождения, ей исполнится 35 лет. На улице Катя, по ее словам, недавно — года два. Праздновать девушка не собирается — денег нет. Вместе с гражданским супругом и еще тремя друзьями она живет на четырех квадратных метрах на теплотрассе.
Пятеро бездомных обосновались в паре минут ходьбы от торгового центра «Комсомол». Между двумя трубами они настелили спальные мешки и матрасы, крышей служат картонки и плотная ткань.
— Готовим мы в основном на трубе. Когда попадается просрочка или какие-нибудь полуфабрикаты, кладу ее на горячую трубу, несколько раз переворачиваю, получается теплый обед, — объясняет бытовые моменты Екатерина.
У девушки все документы в порядке и есть семья. Ее родители и еще шестеро братьев и сестер (у некоторых уже собственные дети) живут в двухкомнатной квартире. Катя решила съехать к своему бездомному молодому человеку Игорю, когда поняла, что в квартире стало тесно.
— Сначала было страшно засыпать на улице, но уже привыкла. Я тогда вернулась из Москвы, там работала горничной. В итоге дома, в Екатеринбурге, встретилась со старыми знакомыми, стала выпивать, мы тогда уже общались с Игорем. Сейчас родственники зовут назад, но я не хочу возвращаться. Улица уже мой дом. Знаете, я не чувствую себя бомжом. Я свободный человек, что захочу, то и делаю, — делится девушка. — Родители приняли мое решение. Они знакомы с Игорем, нормально к нему относятся. Привозят иногда нам одежду, изредка деньгами помогают. Я и помыться к ним хожу.
Мужской туалет прямо за углом от жилища, им служит любой сугроб. А Екатерина предпочитает справлять нужду в ближайшем торговом центре. Каждое утро она причесывается и приводит себя в порядок, чтобы охранники на входе пропустили. А после идет в туалет, где можно и помыться.
— У меня тут столько парней, а я все-таки девушка. Не буду же сидеть и вонять рядом с ними, — отмечает бездомная.
Морозы компания пережила спокойно, утеплили немного жилище и, по их словам, совсем не мерзли. Теплых вещей у бездомных хватает: что-то нашли на помойках, что-то получили от благотворительных организаций и центра социальной помощи. Более того, Катя рассказывает, что на случай болезни у них есть и своя аптечка, полный набор всего необходимого: от парацетамола до лекарств от геморроя. Если болеют тяжело, то вызывают скорую помощь.
Полиция их не гоняет, охранники из «Комсомола» проверяют периодически, все ли живы. Бездомные жалуются только на подростков. Говорят, что иногда они донимают, могут даже поджечь.
Жители теплотрассы не интересуются общественной жизнью и новостями. На вопрос о том, как они оценивают митинги, которые прошли 23 января, бездомные сказали, что в «отрицалове». Это тюремный жаргон, слово означает, что человек не интересуется какой-то сферой.
— Утром и вечером хожу подмываться. Потом, если погода хорошая, идем гулять. Когда появляются деньги, даже в кафе можем посидеть. А когда холодно, то идем в торговый центр зарядить телефон, потом возвращаемся и в игрушки играем, книги мне не нравятся, — описывает свой распорядок Екатерина. — Я совсем не пью, а парни иногда могут себе позволить. Когда холодно, например, чтобы согреться.
Александр, также житель теплотрассы, предпочитает читать. Мужчина любит детективы и фантастику. О жизни своей отзывается так: «Третий сорт — не брак». Четыре месяца назад Александр потерял любимую — его вторая гражданская жена умерла от пневмонии. Та же печальная судьба постигла три года назад и предыдущую спутницу.
— Мы жили что с первой, что со второй на улице вместе. Обе замерзли, заболели пневмонией и умерли. Они отказывались ехать в больницу, надо было к врачу вовремя обращаться, — поделился Александр.
Все четверо мужчин на теплотрассе детдомовские, все безработные, документы потеряли. Чтобы получить хоть немного денег, они перебиваются на шабашках, в основном грузчиками. На стройках бездомные не работают, потому что там часто обманывали и не платили. В реабилитационных центрах мужчины тоже сталкивались с обманом, поэтому теперь обходят их стороной.
Но в основном зарабатывают бездомные, собирая металлолом. Катя по специальности штукатур-маляр, несколько лет назад она отбила селезенку. Теперь, по ее словам, просто не может работать физически. Она хочет оформить инвалидность, а ближе к лету планирует все-таки найти работу. Если и спутник девушки Игорь трудоустроится, они снимут жилье. Уже вдвоем, как семейная пара.
Нашим экскурсоводом по местам стоянки бездомных стала руководитель проекта «Всё связано» Александра Филиппова. Она регулярно отвозит людям, живущим на улице, кофты, носки и варежки, которые сделали своими руками участники организации. За последний месяц девушка трижды встречалась с бездомными.
— У бездомных часто сложные судьбы, когда их обманули, оставили без жилья, многие действительно нуждаются в помощи и втором шансе, — пояснила руководитель проекта. — Само вязание объединяет людей. Раз в месяц мы собираемся в «Ельцин Центре», делаем одежду и общаемся. У нас сложился клуб, куда входят в том числе и одинокие пенсионеры, для которых важно просто поговорить с кем-то. Чаще всего покупаем пряжу за свои деньги, но всегда готовы принять нитки в дар.
В Екатеринбурге также работают центры, где бездомным помогают оформить документы, найти работу, жилье, обеспечивают обедами. Елена Решетова, замдиректора комплексного центра социального обслуживания населения Октябрьского района, заявила, что многих людей устраивает жизнь на улице и они ничего не хотят менять.
— Еженедельно мы устраиваем объезд по местам, где живут бездомные, передаем продуктовые наборы, одежду, спрашиваем о состоянии здоровья. Вещи и еду приносят просто горожане, предприниматели и благотворители, — рассказала Елена Решетова. — За последний год появилась тенденция, люди хотят уйти с улицы, обращаются в церкви и центры. Но мы знаем около 30 людей, которые годами ничего не меняют в своей жизни. Они отказываются от работы, когда им предлагают. Такие бездомные не причиняют неудобства окружающим, не нарушают законы. Они принимают одежду и еду, питаются, в том числе в благотворительной столовой, но сам уклад их устраивает.
Ранее мы рассказывали истории людей, которые в период пандемии стали питаться в благотворительной столовой. Директор учреждения рассказала, чем кормят нуждающихся и кто обращается сюда за едой.