В 1979 году в Свердловске было построено около 300 тысяч «квадратов» жилья, четыре школы, восемь детсадов, двадцать пять предприятий торговли и общественного питания. Но особенно ждали свердловчане завершения строительства нового цирка на углу улиц Куйбышева и 8 Марта.
Работа не затихала даже ночью
«Как только убрали деревянные заборы, окружавшие строящийся цирк, он открылся свердловчанам во всей красе. А выглядит он неплохо — и монументален, и красив в одно и то же время», — писала 14 ноября 1979 года газета «Вечерний Свердловск».
Работа на объекте не затихала даже ночью. Для этого был введен трехсменный график. «Круг дел еще немал. Но в первую очередь, конечно, готовят зрительный зал с ареной, парадные входы и вестибюль», — сообщало издание.
Внутри здания «царила атмосфера дружного и спешного труда». Однако не все подрядчики укладывались в сроки. Перед самой сдачей объекта журналисты ругали трест «Уралэнергострой» и призывали его работников «подтянуться».
Первыми гостями цирка стали его строители, которые провели в здании торжественное собрание.
«Председатель горисполкома Василий Васильевич Гудков пригласил первыми войти в новый цирк тех, кто возводил и украшал это чудесное здание. Успех коллектива строителей отмечен почетной грамотой обкома партии и облисполкома. Строители преподнесли новым хозяевам цирка гарантийный паспорт с оценкой "отлично" и символический ключ», — рассказывалось в одном из телевизионных сюжетов того времени.
«Он весь пронизан светом»
Ответственный секретарь журнала «Советская эстрада и цирк» Генриэтта Белякова приехала в Свердловск летом 1980 года, чтобы написать большой репортаж о новом цирке. Из этого материала можно узнать массу интересных деталей.
«Видела фотоснимки этого сооружения… и все же удивилась почти ажурному куполу, светившемуся на фоне вечернего неба. А войдя внутрь здания, поразилась простору вестибюлей, размаху лестниц, сверкающим окнам, многократно повторенным в огромных зеркалах», — писала Белякова.
Она отмечала, с каким вкусом использованы в отделке интерьера мрамор, гранит и металлическое литье, а также упоминала горельеф «Клоуны», украшающий фойе второго этажа (авторами этой работы были свердловские художники Андрей Антонов и Герман Метелёв).
«Новый цирк. Он весь пронизан светом, нынешние гримуборные с большими окнами, удобно меблированы, тут же на этаже — душевые, комната отдыха и детская, где с малышами занимается воспитательница, пока папы и мамы заняты в представлении. На первом этаже — хорошо оборудованный медпункт.
В просторной закулисной части много места отведено конюшне, слоновнику, обезьяннику, есть специальная комната для собак, есть душевая и кухня с газовыми плитами. Можно искупать четвероногих артистов и приготовить им пищу. В этом отсеке расположен и ветеринарный кабинет. Далеко не во всех новых цирках так продуманно размещены все хозяйственные службы. Бывает, кухня для животных помещается в подвальном этаже», — сообщалось в репортаже.
Первым директором цирка стал Феликс Лейцингер, строитель по профессии, ранее возглавлявший Нижнетагильский цирк. Основываясь на своем практическом опыте, Лейцингер внес целый ряд поправок и дополнений, которые были учтены создателями проекта.
Материал в газете «Советская культура» тоже был достаточно восторженным: «Распахнулись двери Свердловского цирка. Оригинальное по архитектуре сооружение рассчитано на три тысячи мест. Кроме манежа в зрительном зале здесь есть еще один, репетиционный, для подготовки цирковых номеров. Интересно по инженерному решению и уютное подвесное фойе. В отделке здания широко использованы уральский и забайкальский мрамор, полированное дерево, художественная лепка».
Медведи-акробаты и полет под куполом
Долгожданное открытие цирка состоялось 1 февраля 1980 года. «Сверкают огни, звучит музыка, идет веселое праздничное представление — открытие нового Свердловского цирка. Праздник, на который спешат взрослые и дети, не обманывает их надежд», — писала газета «Вечерний Свердловск».
В первом отделении представления участвовали акробаты Мартиросян («Бронзовые скульптуры»), гимнасты Папазовы («Летающие кольца»), эквилибристы Станислав Черных и Нина Туганова.
«Высоким классом дрессировки, изяществом и хорошим вкусом отмечена Высшая школа верховой езды, которую демонстрирует заслуженный артист Таджикистана Даниэль Барон. Это и очень цирковой, и очень красивый номер», — сообщал журнал «Советская эстрада и цирк».
Завершали отделение акробаты-прыгуны на качелях, в номере которых участвовали медведи. Руководил аттракционом, получившим приз «Золотой клоун» на Фестивале циркового искусства в Монте-Карло, заслуженный артист РСФСР Венедикт Беляков.
Второе отделение было посвящено «Иллюзионному калейдоскопу» Наталии Рубановой.
«Название аттракциона вполне оправданно. В калейдоскопе, мы знаем, узоры меняются мгновенно, вот и у Рубановой постоянная смена узоров: артисты меняют костюмы, тут же меняется стиль и характер трюков, каждый раз в ином обличье предстает сама "волшебница"… Иронией, веселой шуткой пронизан у Рубановой каждый трюк. От старомодной таинственности, еще присущей манере некоторых иллюзионистов, здесь не осталось и следа, вместо нее эдакие легкие забавы, забавы цирковой, но все-таки... волшебницы», — рассказывала в своем репортаже Генриэтта Белякова.
Программа, посвященная открытию Свердловского цирка, продолжалась с 1 февраля по 27 апреля 1980 года.
За 41-летнюю историю Екатеринбургского цирка не обошлось и без курьезных случаев. Почитайте, как из репетиционного манежа сбежал медведь, а слоны закрыли директора в туалете.