Активист фонда «Городские проекты» и участник движения «Мирные жители» Алексей Кофман рассказал о том, как капитальный ремонт улицы Малышева может помочь в борьбе с пробками и что для этого нужно от нового мэра.
Недавно заммэра по благоустройству и транспорту Алексей Бубнов сказал, что из-за нового ГОСТа и перенастройки светофоров Екатеринбург будет стоять в вечных пробках. Я Алексея Эдуардовича понимаю, ситуация нехорошая: где-то в Москве приняли правила, которые не дают гибко настроить регулирование движения. Они неудобны как для автомобилистов, так и для пешеходов — и тем и другим ждать приходится дольше, а преимущества с точки зрения безопасности сомнительны.
Давайте посмотрим на проблему немного шире. Бестолковые правила, конечно, попортят нам жизнь, но проблема не только в них. Лишние 10–20% процентов пропускной способности от пробок не спасут. Лучший способ борьбы с ними — стимулирование альтернативных способов передвижения. Пробки будут всегда, пока автобусы стоят в пробках, а единственный приемлемый способ передвижения в городе — это автомобиль.
Приоритет общественного транспорта
Приоритет общественного транспорта — это понятная концепция. Любой транспортный эксперт вам скажет, что у города должна быть четко сформулированная стратегия, цель которой сделать так, чтобы на автобусе до нужного места можно было бы доехать не дольше, чем на автомобиле. Тогда и пробки будут побеждены.
Есть ли у Екатеринбурга стратегия? Вроде как есть. Пять месяцев назад чиновники презентовали новую транспортную схему, разработанную экспертами из Москвы. Среди прочего она предполагает обустройство выделенных полос общественного транспорта — правильное решение проблемы пробок.
Теперь давайте посмотрим, как эта стратегия реализуется на практике. В этом и следующем году администрация собирается делать капитальный ремонт улицы Малышева, в рамках которого можно существенно поменять геометрию улицы и улучшить схему движения общественного транспорта. Эскизный проект уже готов, ознакомиться с ним и почитать предложения и замечания по нему можно на сайте администрации. Стоит обратить внимание на несколько моментов.
Малышева — важная улица для общественного транспорта: здесь много автобусов и троллейбусов, и они часто стоят в автомобильных пробках. Стратегия, основанная на рекомендациях транспортных экспертов, говорит о том, что от улицы Репина до улицы Мира должны быть организованы выделенные полосы общественного транспорта. И это логично.
Что же мы видим в предлагаемом проекте? Выделенные полосы есть на большинстве участков, но их нет в одном из самых проблемных мест — от улицы Репина до Сакко и Ванцетти. Только что разработанный проект противоречит концепции, которую презентовали полгода назад!
Видимо, проблема в том, что этот участок уже, чем остальные, и, чтобы здесь реализовать приоритетность общественного транспорта, пришлось бы оставить для автомобилей только одну полосу в каждом направлении. Но так это же логично, это и означает слово «приоритет», там где ресурс (ширина проезжей части) ограничен, мы отдаем предпочтение общественному транспорту. А отсутствие выделенных полос в таком месте по факту означает, что приоритета общественного транспорта не будет — пробки никуда не исчезнут. Всё остается как было, а это означает вечные пробки.
Велодорожки
Не будем забывать, что альтернатива личным автомобилям — это не только общественный транспорт. Я уже писал, что в прошлом году пользовался электросамокатом как основным видом повседневного транспорта до конца октября. Если бы сервис проката не закрылся на зиму, я бы пользовался им и дальше — снега не было до середины декабря.
Велосипеды и электросамокаты экологичны и безопасны, они также помогают избежать пробок. Количество людей, использующих индивидуальные средства мобильности, будет расти с каждым годом, и эта тенденция говорит о необходимости создания удобной велоинфраструктуры. Чтобы ездить было безопасно, а пешеходы и велосипедисты не мешали друг другу, нужны велодорожки.
А чтобы системно строить велодорожки, нужна стратегия. Как и с общественным транспортом, здесь тоже необходима стратегия. Здесь нет ничего сложного: транспортные эксперты. Например, эксперты составляют план, а чиновники должны следить, чтобы проекты реконструкции улиц соответствовали и не противоречили этому плану. Есть ли у нашей мэрии план по развитию велоинфраструктуры? Мне о таком плане ничего не известно, и, судя по проекту улицы Малышева, его вообще не существует. Велодорожки в проекте то появляются обрывками в случайном месте, то снова исчезают.
Опять же, здесь дело в том, что изначально задачи сделать удобную велодорожку в техническом задании не было. Проектировщик просто нарисовал кусочки велодорожки там, где было удобно их нарисовать. Отсутствие ясной стратегии опять ведет к тому, что альтернативы автомобилю как не было, так и нет, а результатом ее отсутствия останутся в итоге вечные пробки.
«Капитальный ремонт улицы Малышева — это очень редкая возможность поменять ее к лучшему»
То, что сделают сейчас, останется в таком виде на десятки лет, поэтому очень важно, чтобы эта реконструкция сочеталась со стратегическими планами, а не противоречила им. Важно принять во внимание все тренды и понять, каким образом транспортная система будет работать в будущем, а не просто перекладывать асфальт, ничего не меняя.
Причем здесь назначение мэра?
Как процесс реализации стратегических решений работает в успешных городах? Изначально проблемы есть в любом городе. Когда эти проблемы становятся критичными, они начинают влиять на политику: горожане выбирают себе мэра, в программу которого входит решение этих проблем общепризнанными способами, доказавшими свою эффективность и одобренными экспертами.
Главная задача мэра — при помощи экспертов разработать стратегию и следить за тем, чтобы она выполнялась. Иногда для этого нужна политическая воля, некоторые решения, например преобразование автомобильной полосы в автобусную, могут быть непопулярными. Поэтому важно, чтобы у мэра был мандат на реформы от жителей города, четкое понимание стратегии и намерение ее реализовать.
У нас выборов мэра нет. Временные сити-менеджеры, назначаемые сверху, постоянно меняются, а стратегического развития не видно. Сейчас идет процедура назначения очередного сити-менеджера: есть лояльный губернатору чиновник, который собирается занять место главы города. А где же его программа? Собирается ли он бороться с пробками? И если да, то какими способами?
Пока что программы у назначаемого главы города нет.
«Если так пойдет и дальше, то стратегического подхода к решению городских проблем не появится и в будущем»
Лидер с системным мышлением и пониманием того, как должен развиваться город, таким образом себя не ведет. У него должна быть четкая и понятная программа, нацеленная на решение проблем и развитие города.
Я прекрасно понимаю, что цель процедуры назначения — не развитие города, а возможность поставить на важный пост лояльного человека и усилить контроль над мэрией. И всё же хочу обратиться к Алексею Орлову.
Алексей Валерьевич, прошу вас не игнорировать вопросы горожан, а сформулировать и опубликовать свою программу действий на посту мэра. Что будете делать с проблемой пробок? Как будете бороться с уничтожением исторического наследия и неконтролируемой застройкой? Как будете защищать экологию города? Очень хотелось бы найти ответы в вашей программе. Спасибо.
Согласны с автором?
Ранее Алексей Кофман рассказал о том, почему конструктивистские здания нужно сохранять и как защищать комфортную городскую среду от неуместной застройки.